Первоначальный тест для изучения способностей водителя состо-
ит из 40 типовых ситуаций на дороге. Для ответа на каждый вопрос
предоставляется 3 с (примерно шестикратное увеличение стандарт-
ного времени реагирования), поэтому максимальное значение каждой
способности водителя
y
j
равно 40 пунктов [9]. Для удобства предста-
вления показатели вычисляются в процентах.
Текущие данные об обстановке на дороге во время движения мож-
но получить, опираясь на обработку информации от датчиков и ней-
ронной сети, данные же о водителе определяются до начала движения
КТС, когда в базе данных нет никакой информации. По мере накопле-
ния статистики о конкретном водителе, появляется возможность по его
текущему поведению сравнить такие характеристики, как изменение
стиля вождения и агрессия. Это делается на основе анализа спосо-
ба переключения передач, темпа набора и сброса скорости, резкости
поворота руля.
Последующий текущий контроль водителя по этим тестам в работе
[9] предлагается учитывать по формуле
Y
=
⎡
⎢⎢⎢⎢⎢⎢⎢⎢⎣
−
0
,
0855
−
0
,
0173 0
,
3439
−
0
,
2134 0
,
3823
0
,
0680 0
,
0101 0
,
0267
−
0
,
1668 0
,
1180
0
,
2751
−
0
,
0749
−
1
,
4515
−
0
,
2447 0
,
4057
0
,
6005
−
0
,
0353
−
0
,
4531
−
0
,
0066 0
,
0793
0
,
3392 0
,
0226 0
,
0394
−
0
,
0011 0
,
7592
⎤
⎥⎥⎥⎥⎥⎥⎥⎥⎦
X
+
⎡
⎢⎢⎢⎢⎢⎢⎢⎢⎣
29
,
7979
4
,
6600
−
5
,
4211
27
,
0001
−
66
,
5008
⎤
⎥⎥⎥⎥⎥⎥⎥⎥⎦
Возраст.
Исследования [6] показали, что возраст водителя суще-
ственно связан с предпосылками возникновения аварийных ситуаций
(рис. 9). На рисунке обозначено:
x
— возраст в годах;
f
(
x
)
— число
аварийных ситуаций на 1000 км. Эти данные были получены без учета
влияния социально-демографических факторов.
Гистограмму (см. рис. 9) можно представить в виде аналитической
зависимости
f
(
x
) =
1
,
5
10
5
(
x
−
50)
4
+ 5
.
(7)
Таким образом, наиболее подвержены риску возникновения аварии
молодые и старые водители.
Стиль вождения.
Исследования специалистов Американской авто-
мобильной ассоциации (ААА) позволили выявить один из основных
факторов, влияющих на поведение водителя, — настроение. Плохое
настроение оказывает непосредственное влияние на стиль вождения.
Важнейшие последствия: притупление внимания и агрессия [4]. Рас-
сеянность как следствие притупления внимания уже определена теста-
ми. Обратимся к агрессии. По статистике NHTSA (National Highway
ISSN 0236-3933. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Приборостроение”. 2008. № 2 15