зической усталостью, стилем вождения и т. п.), запишем в виде
f
(
T
c
) = 1 +
αT
c
max (
T
c
)
,
(3)
где
T
c
— значение степени риска от внутренних предпосылок текущего
тонуса водителя;
2. Фактор, обусловленный внешними предпосылками (
f
в
(
T
вн
))
ра-
бочего тонуса водителя (в данном случае — характером взаимодей-
ствия колес с дорожным покрытием, загруженностью трассы, погод-
ными условиями, освещенностью и т. п.), выразим формулой
f
(
T
вн
) = 1
−
βT
вн
max (
T
вн
)
.
(4)
В формулах (3) и (4)
α
∈
[0
. . .
∞
)
и
β
∈
[0
. . .
1)
— весовые коэффи-
циенты, отражающие информацию о водителе и обстановке на дороге
в базе знаний (чем больше информации в базе, тем меньше весовой
коэффициент);
T
вн
— значение степени риска от внешних причин. Учи-
тывая разрядность вычислителя, примем
max (
T
c
) = max (
T
вн
) = 255
;
таким образом, диапазон изменения переменных
T
с
и
T
вн
составляет
[0. . . 255].
3. В качестве самостоятельного фактора, влияющего на эффектив-
ность торможения, зависящую от действий водителя, обусловленных
собственными причинами его рабочего тонуса, выделяется время ре-
акции
r
водителя на опасность. Время реакции зависит от многих
причин, и их взаимное влияние еще не достаточно изучено, однако,
в работе [8] приведены модели, позволяющие в первом приближении
оценить значение этого фактора.
Время реакции обычно связано обратной зависимостью со скоро-
стью КТС, однако, степень корреляции достаточно мала. Более сильно
на время реакции влияют способности водителя: наблюдательность,
идентификация, предсказание, решительность, навыки вождения. Ко-
эффициенты корреляции с указанными способностями, среднее зна-
чение и среднеквадратическое отклонение приведены в работе [9]
(табл. 2 и 3).
Таблица 2
Статистические характеристики времени реакции
Способности водителя
Значение
Среднее значение времени реакции 100, с
50,18
Среднеквадратическое отклонение времени реакции 100, с
4,70
ISSN 0236-3933. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Приборостроение”. 2008. № 2 11