Рис. 9. Зависимость числа аварийных
ситуаций на 1000 км от возраста во-
дителя
Traffic Safety Administration, США)
60% дорожно-траспортных проис-
шествий происходит в результате
проявления агрессии водителя. Ин-
тересно, что 90% водителей не
принимают во внимание происхо-
дившие с ними происшествия в ре-
зультате проявления агрессии и по-
падают в аварийную ситуацию сно-
ва, совершая ту же самую ошибку
— потеря концентрации внимания
из-за агрессивного поведения [5].
Агрессивное поведение — это
физические или вербальные дей-
ствия, направленные на то, чтобы
кого-то обидеть [13]. Из всех возможных проявлений агрессии око-
ло 80% (исключение составляют подача звукового сигнала, “морга-
ние” фарами, неприличные жесты) несут потенциальную угрозу жиз-
ни участникам дорожного движения.
По данным исследований [4] выявлено взаимное влияние стресса,
полученного на работе, опыта вождения, времени нахождения в пути
на проявление агрессии в процессе управлением КТС, что представле-
но здесь в виде симметрической матрицы корреляции, учитывающей
влияние на агрессию одного из этих факторов или какой-либо пары из
этих факторов:
Агрессия
Работа
Опыт
Время в пути
Агрессия
1
0,158
-0,014
0,018
Работа
—
1
-0,305
-0,149
Опыт
—
—
1
0,227
Время в пути
—
—
—
1
При помощи разработанного тест-опроса DAS (Driving Anger
Scale) [10] имеется возможность определить предрасположенность
водителя к агрессивному поведению во время движения и выявить на
этой основе его склонность к образованию аварийной ситуации.
Тот факт, что водитель в состоянии стресса проявляет иную мото-
рику, нежели в спокойном состоянии, дает возможность идентифици-
ровать при помощи ИСУ стрессовое состояние как в начале, так и в
процессе движения.
База нечетких правил, описывающая поведение водителя и влияние
на развитие аварийной ситуации, промоделирована в Matlab и имеет
16 ISSN 0236-3933. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Приборостроение”. 2008. № 2