Модель движения колесного транспортного средства с антиблокировочной системой в режиме с проскальзыванием колес - page 7

Опорной точкой при экстренном торможении должна быть точка в
окрестности точки
b
(
на рис
. 3).
Выражения для сил трения
,
действующих на ТС при торможе
-
нии с проскальзыванием колес
.
В работах
[1–4, 6]
рассмотрены спо
-
собы учета влияния на движение ТС сил трения в режиме качения с
проскальзыванием колес
.
В настоящей работе предлагается учитывать
это трение следующим образом
.
Обычно до момента начала режима торможения ТС с проскальзы
-
ванием направление
l
совпадает с направлением
x
(
т
.
е
.
ψ
= 0
),
так как
поперечные силы
,
возникающие от действия возмущающего момента
M
z
(
являющегося следствием
,
например
,
различия условий сцепления
под колесами
),
не превосходят
P
т
(
по модулю
).
Анизотропия трения пневматика о дорогу проявляется в отличии
ν
q
ij
от
ν
l
ij
,
функции
p
q
от функции
p
l
(
например
,
из
-
за особенностей
рисунка протектора
) [7],
но в настоящей работе анизотропией прене
-
брегаем
.
Как видно из выражений
(1), (2),
P
q
ij
является не управляемой тор
-
мозами составляющей трения
(
в отличие от
P
l
ij
);
таким образом
,
бы
-
строе возрастание
ψ
закручивание
ведет не только к такому оче
-
видному резкому ухудшению ситуации
,
что водитель не способен упра
-
влять направлением и характером движения ТС с АБС
,
но
(
в силу бы
-
строго возрастания доли
P
q
ij
в
P
ij
)
также к ослаблению потенциальной
возможности активно бороться с закручиванием
.
Назовем это ослабле
-
нием АБС
-
управляемости
.
Для предотвращения входа ТС в аварийное закручивание и полной
потери АБС
-
управляемости необходимо периодически
,
до сильного
возрастания угла
ψ
,
ненадолго прекращать торможение
(
эта задача
также возложена на АБС
);
при движении ТС с АБС реализуется ре
-
жим работы АБС
,
соответствующий траектории
αβγ
на рис
. 3
и далее
,
по возможности
,
траектории
γ
0
δ
для каждого колеса
[3].
Тогда про
-
скальзывание по направлению
l
прекратится
,
а если угол
ψ
мал
,
то
проскальзывание прекратится также по направлению
q
.
В режиме ка
-
чения
(
точка
δ
на рис
. 3)
силы трения под колесами
,
имеющие большие
значения
,
во
-
первых
,
остановят закручивание и заставят ТС двигать
-
ся только вдоль направления
l
,
во
-
вторых
,
рулевое управление вновь
станет эффективным
,
что позволит изменить направления
l
,
x
и
V
TC
и получить требуемое направление движения
,
т
.
е
.
обеспечить ситуа
-
цию
,
соответствующую
ψ
= 0
,
к началу следующего срыва качения
.
Такие манипуляции позволяют ТС с АБС обеспечивать управляемость
,
близкую к максимально возможной в режиме проскальзывания при
малых
ψ
.
ISSN 0236-3933.
Вестник МГТУ им
.
Н
.
Э
.
Баумана
.
Сер
. “
Приборостроение
”. 2003.
4 109
1,2,3,4,5,6 8,9,10,11,12,13,14,15,16,...17
Powered by FlippingBook