Previous Page  7 / 14 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 7 / 14 Next Page
Page Background

Интерфейс общения с сервисным медицинским роботом

ISSN 0236-3933. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. Приборостроение. 2017. № 1

41

2. Робот получает запрос на справочную информацию (указать расположе-

ние комнат, подсказать, кто лечащий врач пациента N и т. д.) и выдает эту ин-

формацию голосом или в виде текста на экран из имеющегося списка

List_help_information

={….} или из базы данных справочной информации.

3. Информация и намерения человека не распознаются роботом однозначно,

соответственно необходимо уточнение вопроса/команды. В этом случае наибо-

лее оптимален возврат на этап начального общения с предложением вариантов

действий со стороны робота, возможно с дополнительными уточняющими во-

просами и (или) повторно озвученными предложениями, синонимично пере-

формулированными согласно ситуации, если человек их в первоначальной

формулировке не понял

2

.

В замкнутом виде логическая схема алгоритма функционирования такого ва-

рианта интерфейса представлена на рис. 3. Во многих случаях возможна ситуация

автономного функционирования интерфейса по заранее заданному алгоритму без

обращения к ИСУ робота, так как при общении с человеком и уточнении запро-

сов никаких автономных действий робота не требуется, за исключением, быть

может, поворота «лицом» к говорящему, соблюдения доверительной дистанции

и т. д. Это может быть реализовано в рамках простейших детерминированных

алгоритмических процедур, без привлечения какого-либо серьезного машинного

«интеллекта». Включение в работу ИСУ АМСР реально необходимо только тогда,

когда распознана и подтверждена команда к действию. При этом первое прояв-

ление человеком внимания к роботу и обращение к нему также может быть

интерпретировано как команда, например команда «начать общение»

(

Robot_commands

_={

start communication,

…..};).

Любая команда от человека является для робота указанием на какое-либо

действие. Для эффективной работы АМСР в каждой ситуации требуется

целе-

указание

(целеполагание в терминологии ряда учебников по искусственному

интеллекту). В рассматриваемом случае под целеуказанием понимаем формули-

ровку команды как некоторого целевого состояния АМСР, которое он должен

достигнуть в результате выполнения своих действий, например, оказаться в

комнате № Х в состоянии переданной пациенту N информации I, а также опре-

деление роботом условий и способа достижения этого состояния [18].

В работе [19] подробно поясняется, что одним из важнейших мотивацион-

ных элементов функционирования живых систем является их нейроэндокрин-

ная система и гуморальная регуляция поведения (гормональное управление по-

ведением). Однако для АМСР эту задачу приходится решать несколько в ином

ключе, в комплексе, поскольку часть мотивации определяется, как и у живых

систем, внутренними потребностями (например, разрядом аккумулятора), а

часть задается командами извне, через интерфейс. При этом вся совокупность

мотиваций

должна

быть

еще

и ранжирована по приоритетам для определения

__________________ 

2

Список альтернативных вариантов предложений также может быть конечен и до-

статочно универсален.