Интерфейс общения с сервисным медицинским роботом
ISSN 0236-3933. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. Приборостроение. 2017. № 1
41
2. Робот получает запрос на справочную информацию (указать расположе-
ние комнат, подсказать, кто лечащий врач пациента N и т. д.) и выдает эту ин-
формацию голосом или в виде текста на экран из имеющегося списка
List_help_information
={….} или из базы данных справочной информации.
3. Информация и намерения человека не распознаются роботом однозначно,
соответственно необходимо уточнение вопроса/команды. В этом случае наибо-
лее оптимален возврат на этап начального общения с предложением вариантов
действий со стороны робота, возможно с дополнительными уточняющими во-
просами и (или) повторно озвученными предложениями, синонимично пере-
формулированными согласно ситуации, если человек их в первоначальной
формулировке не понял
2
.
В замкнутом виде логическая схема алгоритма функционирования такого ва-
рианта интерфейса представлена на рис. 3. Во многих случаях возможна ситуация
автономного функционирования интерфейса по заранее заданному алгоритму без
обращения к ИСУ робота, так как при общении с человеком и уточнении запро-
сов никаких автономных действий робота не требуется, за исключением, быть
может, поворота «лицом» к говорящему, соблюдения доверительной дистанции
и т. д. Это может быть реализовано в рамках простейших детерминированных
алгоритмических процедур, без привлечения какого-либо серьезного машинного
«интеллекта». Включение в работу ИСУ АМСР реально необходимо только тогда,
когда распознана и подтверждена команда к действию. При этом первое прояв-
ление человеком внимания к роботу и обращение к нему также может быть
интерпретировано как команда, например команда «начать общение»
(
Robot_commands
_={
start communication,
…..};).
Любая команда от человека является для робота указанием на какое-либо
действие. Для эффективной работы АМСР в каждой ситуации требуется
целе-
указание
(целеполагание в терминологии ряда учебников по искусственному
интеллекту). В рассматриваемом случае под целеуказанием понимаем формули-
ровку команды как некоторого целевого состояния АМСР, которое он должен
достигнуть в результате выполнения своих действий, например, оказаться в
комнате № Х в состоянии переданной пациенту N информации I, а также опре-
деление роботом условий и способа достижения этого состояния [18].
В работе [19] подробно поясняется, что одним из важнейших мотивацион-
ных элементов функционирования живых систем является их нейроэндокрин-
ная система и гуморальная регуляция поведения (гормональное управление по-
ведением). Однако для АМСР эту задачу приходится решать несколько в ином
ключе, в комплексе, поскольку часть мотивации определяется, как и у живых
систем, внутренними потребностями (например, разрядом аккумулятора), а
часть задается командами извне, через интерфейс. При этом вся совокупность
мотиваций
должна
быть
еще
и ранжирована по приоритетам для определения
__________________
2
Список альтернативных вариантов предложений также может быть конечен и до-
статочно универсален.