Интерфейс общения с сервисным медицинским роботом
ISSN 0236-3933. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. Приборостроение. 2017. № 1
43
мотивации (запроса), например, наличие конкретной команды (целеуказания)
от человека, если мотивация вызвана человеком. Флаг мотивации при функци-
онировании АМСР обеспечивает запрос прерывания и его обработку в соответ-
ствии с приоритетом. По этим флагам оценивается возникновение новых задач
для АМСР и необходимость смены приоритетов. Поступающие более приори-
тетные мотивации принимаются роботом к «удовлетворению», а менее приори-
тетные помещаются в очередь ожиданий.
Интересно, что в такой идеологической концепции логично появляется поня-
тие «инстинктов» робота, наподобие инстинктов биологических, под которыми
обычно понимаются в этологическом смысле «врожденные» схемы поведения
животных. Если при внешних мотивациях, определенных командами человека,
целеуказания роботу формируются человеком, то при многих внутренних моти-
вациях (разряд аккумулятора, перегрев элементов), а также при некоторых внеш-
них, не связанных с человеком, например, при обнаружении роботом задымления
в помещении, действия робота должны быть заранее предопределены, запро-
граммированы (переместиться к зарядному устройству, подать сигнал тревоги).
Эти действия не задаются человеком при общении в виде команды, а закладыва-
ются в робота «создателем» на этапе его разработки и программирования. Это
сродни «врожденным» инстинктам. Они необходимы во многих случаях отсут-
ствия внешних команд. В частности, как показано в работе [14], важным замыка-
ющим условием работы любого АМСР может стать инстинкт «лени»: заранее за-
ложенный в АМСР алгоритм поведения, что при отсутствии активной мотивации
роботу необходимо вернуться в основное состояние
home
, например, в зарядное
устройство, и перейти в режим «сна» и ожидания нового обращения к нему. Этот
же «инстинкт», согласно рис. 3, логично замыкает основной цикл функциониро-
вания интерфейса: если никаких мотиваций не поступает, АМСР «инстинктивно»
переходит в состояние ожидания.
Следовательно, легко сформулировать и механизм сопряжения интерфейса
и ИСУ АМСР. Интерфейс функционирует квазиавтономно в режиме выдачи
справочной информации и уточнения поступающих запросов. При поступле-
нии конкретной команды от человека и дополнительного подтверждения робо-
ту, что он правильно понял команду и все ее параметры, интерфейс АМСР гене-
рирует для ИСУ флаг активизации мотивации, ее приоритет (для разных людей
и ситуаций могут устанавливаться разные приоритеты) и код распознанной ко-
манды, т. е. формирует согласно команде целеуказание к действию. В цикле ак-
тивного действия (выполнения команды от человека) в зависимости от посту-
пившей команды, ее приоритета и возникновения новых мотиваций (например,
кто-то еще позвал робота, робот увидел препятствие, почувствовал разряд ак-
кумулятора и т. п.) с помощью ИСУ происходит «инстинктивное» выполнение
генерируемых новых команд в порядке их приоритетов. Интерфейс все это вре-
мя также остается активным и может генерировать новые мотивации и приори-
теты. При исчезновении в очереди последней активированной мотивации, а
также при завершении обращения человеком, АМСР, следуя «инстинкту лени»,