Previous Page  4 / 14 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 4 / 14 Next Page
Page Background

Д.А. Рогаткин, Д.Г. Лапитан

38

ISSN 0236-3933. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. Приборостроение. 2017. № 1

полнительная проблема непротиворечивого встраивания интерфейса общения

АМСР в его ИСУ.

Для анализа современных тенденций развития интерфейсов взаимодействия

человека и роботов использован литературный поиск, который проведен по

наиболее релевантным отечественным и зарубежным источникам. Часть ин-

формации была получена при общении с производителями роботов на между-

народной выставке

InnoRobo

2016

. Далее методом симуляционных (мысленных,

игровых) экспериментов и экспертных оценок были разработаны типовые сце-

нарии общения человека и АМСР. Анализ (проигрывание) сценариев позволил

классифицировать потоки информации и предложить обоснованную идейно-

техническую парадигму функционирования и практической реализации интер-

фейса АМСР–человек, а также концепцию (идеологическую схему) встраивания

интерфейса в общую ИСУ робота.

Результаты и обсуждение.

Предварительно, при начальной формулировке

задачи исследования, априори казалось, что интерфейс АМСР–человек должен

пониматься как элемент внутренней модели мира робота, встроенной в ИСУ,

который обеспечивает его связь с внешним миром [15]. Для этого планирова-

лись исследования, направленные на встраивание интерфейса в модель мира

робота. Однако по мере проведения работ оказалось, что напрямую интерфейс

АМСР–человек не является частью модели мира робота. Ввиду того, что методы

искусственного интеллекта в настоящее время по своему функционалу не до-

стигли ни уровня человека, ни даже уровня животного с простой узловой нерв-

ной системой, ИСУ современных АМСР не могут работать по типу категориза-

ции, понимания и осознания всех наблюдаемых фактов и объектов внешнего

мира, всех произносимых человеком фраз и слов, всех тонкостей ситуаций

и т. д., с семантической увязкой этого в единую наблюдаемую картину мира, как

это делают животные и люди. Самый высокий уровень развития современных

ИСУ пока может лишь анализировать весьма ограниченные наборы предметов,

фрагменты ситуаций, выбирать прецеденты возможных действий из представ-

ленного ограниченного списка и сшивать из них куски некоторого своего «оп-

тимального» ситуационного поведения, но не более [16]. Поэтому предлагаемые

интерфейсные решения должны иметь как механизм их встраивания в общую

ИСУ робота, так и автономно функционирующие интерактивные коммуника-

ционные элементы, не связанные с ИСУ.

Анализ литературы показал, что наиболее перспективно создание многомо-

дальных интерфейсов как наиболее естественных для человека, особенно для

людей пожилого возраста [17]. Многомодальность подразумевает возможность

как ручного или автоматического ввода и вывода различной текстовой и графи-

ческой информации, например, справочных данных (данные типа «Справка»)

на интерактивный экран монитора робота, так и параллельный анализ посту-

пающих роботу визуальных и голосовых сообщений, озвучивание подсказок,

вопросов и справок с помощью системы синтеза речи [12, 18]. Это представля-

ется наиболее перспективным для АМСР, поскольку в больницы могут прихо-