Д.А. Рогаткин, Д.Г. Лапитан
38
ISSN 0236-3933. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. Приборостроение. 2017. № 1
полнительная проблема непротиворечивого встраивания интерфейса общения
АМСР в его ИСУ.
Для анализа современных тенденций развития интерфейсов взаимодействия
человека и роботов использован литературный поиск, который проведен по
наиболее релевантным отечественным и зарубежным источникам. Часть ин-
формации была получена при общении с производителями роботов на между-
народной выставке
InnoRobo
’
2016
. Далее методом симуляционных (мысленных,
игровых) экспериментов и экспертных оценок были разработаны типовые сце-
нарии общения человека и АМСР. Анализ (проигрывание) сценариев позволил
классифицировать потоки информации и предложить обоснованную идейно-
техническую парадигму функционирования и практической реализации интер-
фейса АМСР–человек, а также концепцию (идеологическую схему) встраивания
интерфейса в общую ИСУ робота.
Результаты и обсуждение.
Предварительно, при начальной формулировке
задачи исследования, априори казалось, что интерфейс АМСР–человек должен
пониматься как элемент внутренней модели мира робота, встроенной в ИСУ,
который обеспечивает его связь с внешним миром [15]. Для этого планирова-
лись исследования, направленные на встраивание интерфейса в модель мира
робота. Однако по мере проведения работ оказалось, что напрямую интерфейс
АМСР–человек не является частью модели мира робота. Ввиду того, что методы
искусственного интеллекта в настоящее время по своему функционалу не до-
стигли ни уровня человека, ни даже уровня животного с простой узловой нерв-
ной системой, ИСУ современных АМСР не могут работать по типу категориза-
ции, понимания и осознания всех наблюдаемых фактов и объектов внешнего
мира, всех произносимых человеком фраз и слов, всех тонкостей ситуаций
и т. д., с семантической увязкой этого в единую наблюдаемую картину мира, как
это делают животные и люди. Самый высокий уровень развития современных
ИСУ пока может лишь анализировать весьма ограниченные наборы предметов,
фрагменты ситуаций, выбирать прецеденты возможных действий из представ-
ленного ограниченного списка и сшивать из них куски некоторого своего «оп-
тимального» ситуационного поведения, но не более [16]. Поэтому предлагаемые
интерфейсные решения должны иметь как механизм их встраивания в общую
ИСУ робота, так и автономно функционирующие интерактивные коммуника-
ционные элементы, не связанные с ИСУ.
Анализ литературы показал, что наиболее перспективно создание многомо-
дальных интерфейсов как наиболее естественных для человека, особенно для
людей пожилого возраста [17]. Многомодальность подразумевает возможность
как ручного или автоматического ввода и вывода различной текстовой и графи-
ческой информации, например, справочных данных (данные типа «Справка»)
на интерактивный экран монитора робота, так и параллельный анализ посту-
пающих роботу визуальных и голосовых сообщений, озвучивание подсказок,
вопросов и справок с помощью системы синтеза речи [12, 18]. Это представля-
ется наиболее перспективным для АМСР, поскольку в больницы могут прихо-