ISSN 0236-3933. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. Приборостроение. 2017. № 1
35
УДК 004.896+007.52+615.47
DOI: 10.18698/0236-3933-2017-1-35-48
ИНТЕРФЕЙС ОБЩЕНИЯ С СЕРВИСНЫММЕДИЦИНСКИМ РОБОТОМ
Д.А. Рогаткин
rogatkin@medphyslab.comД.Г. Лапитан
lapitandenis@mail.ruМосковский областной научно-исследовательский клинический институт
им. М.Ф. Владимирского, Москва, Российская Федерация
Аннотация
Ключевые слова
Рассмотрена задача разработки интерфейса взаимо-
действия человека и автономных мобильных сервис-
ных медицинских роботов. Обоснован выбор много-
модальных интерфейсов. Показано, что основная вход-
ная информация для робота, поступающая ему через
интерфейс, может быть разделена на три категории:
1) команда на выполнение действий; 2) запрос справки;
3) нераспознанная информация. Встраивание интер-
фейса в интеллектуальную систему управления робо-
том на современном этапе развития робототехники
необходимо только на уровне распознанных команд,
которые должны формировать мотивацию и дальней-
шую цель действий робота. Выдача справочной ин-
формации и общение на уровне уточнения поступаю-
щей на вход информации может быть выполнено в
интерфейсе на «доинтеллектуальном» уровне реали-
зации
Интерфейс, человек, робот, интел-
лектуальная система, медицина
Поступила в редакцию 02.11.2016
©МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2017
Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ (проект №14-08-01127)
Введение.
Первые сообщения о создаваемых мобильных сервисных роботах-
помощниках для медицины стали появляться в середине 1970-х годов [1].
В те годы, в отсутствие портативных компьютеров и интернета, речь могла идти
лишь о транспортировке роботами предметов по больнице и о магнитофонном
воспроизведении речи человека. В частности, в работе [1] описан опытный об-
разец транспортного робота
AMS-car
, который перевозил контейнеры с подно-
сами для питания больных в больнице города Фэрфакс (США). С этого момента
идея внедрения автономных мобильных сервисных роботов (АМСР) в здраво-
охранение буквально «витает в воздухе», так как в медицине существует много
рутинных транспортных, поисковых, информационных и других вспомогатель-
ных процедур, которые ежедневно требуют участия человека, но потенциально
могут быть выполняемы с помощью АМСР [2–7]. Однако решить эту проблему
и заместить вспомогательный труд человека АМСР в клиниках пока никому не
удалось. Главной причиной является отсутствие реальной автономности и «ин-
теллекта» у роботов, несмотря на десятилетия исследований. Возникли даже
сомнения в правильности выбранных подходов [8, 9].