Previous Page  2 / 14 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 2 / 14 Next Page
Page Background

Д.А. Рогаткин, Д.Г. Лапитан

36

ISSN 0236-3933. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. Приборостроение. 2017. № 1

Тем не менее работы в этом направлении продолжаются. Одним из гене-

ральных направлений современных исследований являются непосредственно

интеллектуальные методы управления и попытка создания полноценных авто-

номных интеллектуальных систем управления роботами [10]. Здесь под интел-

лектуальной системой управления (ИСУ) понимаем такую систему управления

роботом без участия человека, которая обеспечивает ему автономное и эффек-

тивное

ситуационное поведение

. В отличие от жесткого

нормативного поведе-

ния

(жестко заданного алгоритма поведения), не меняющегося с изменением

внешней обстановки, ситуационное поведение варьируется в зависимости от

оценки роботом текущей ситуации [11]. Планирование и реализация действий

такого робота адаптивно подстраиваются под имеющиеся у робота данные об

окружающей обстановке и внутренних ресурсах на основе, например, преце-

дентно-организованных знаний о возможных ситуациях, возможных вариантах

действий в этих ситуациях, на основе сравнения текущей ситуации с имеющи-

мися в базе знаний ситуациями и на каких-либо обоснованных в рассматривае-

мой ситуации, т. е.

ситуационно-обоснованных

(выводимых логических, опти-

мизационных, статистико-вероятностных и пр.), методах выбора вариантов

действий.

В настоящее время другим широко развивающимся направлением является

человеко-машинный интерфейс [12]. Для мобильных автономных роботов речь

идет уже не об управлении роботом человеком, а о равноправном взаимодей-

ствии человека и робота при решении задач во внешнем мире, поэтому возни-

кает потребность общения человека и робота. В последнее время наибольшее

распространение получают речевые интерфейсы. Однако весьма мало работ за-

трагивают аспекты взаимодействия интерфейса и ИСУ робота, комплексирова-

ния их в одну единую работающую конструкцию, также немного работ посвя-

щено специфике именно медицинских сервисных роботов.

В настоящей работе поставлена задача разработать идейно-технические реше-

ния для построения эффективных интерфейсов взаимодействия (общения) АМСР

и человека — врача, пациента, посетителя, а также получить обоснованные реко-

мендации по встраиванию интерфейсов в ИСУ робота.

Методы и подходы.

Авторы работы

придерживались функциональной

стратегии обоснования тех или иных требований к конструкции интеллекту-

альных мобильных роботов в современной робототехнике [8, 13]. Такой подход

предполагает формулировку требований на основе анализа функций назначе-

ния робота, а также разных необходимых вариантов его действий, вытекающих

из этих функций, в различных модельных ситуациях. За исходную концепцию

функционирования АМСР в клинике была принята стратегия поведения робо-

тов, сформулированная в работе [7]. Эта стратегия на инженерно-техническом

языке с учетом основных функций назначения АМСР в клинике (рис. 1) может

быть формально представлена и описана следующим образом.