Д.А. Рогаткин, Д.Г. Лапитан
40
ISSN 0236-3933. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. Приборостроение. 2017. № 1
ция и набор модальностей (функций) интерфейса, а важен факт необходимости
многомодальности в клинике, и чтобы робот понимал все происходящее в об-
щем контексте общения.
Для достижения роботом «понимания» общего контекста общения, а также
конкретных потребностей и запросов человека минимальными средствами доста-
точно выбрать наиболее простую в реализации стратегию — предоставить роботу
возможность активно управлять процессом и направлять общение в необходимое
русло путем постановки вопросов и выдачи предложений человеку по выбору
функций, ответов и (или) меню на экране. В частности, при любых «сомнениях» в
конце диалога роботу необходимо предложить однозначный вариант интерпрета-
ции запроса/команды/вопроса от человека с последующим, например: «Подтверди-
те ответом ДА, что я Вас правильно понял».
Анализ составленных и «проигранных» типовых сценариев общения АМСР с
человеком в рамках общей рассматриваемой концепции функционирования
АМСР в клинике показал, что в общей структуре общения робота и человека мож-
но выделить несколько основных фаз: инициация общения; уточнение запро-
сов/команд человека; выдача справочной информации; действия согласно команде;
завершение сеанса общения. Общение может быть инициировано как роботом,
если он видит и распознает особое внимание человека к себе (человек близко под-
ходит к роботу, внимательно рассматривает интерактивный экран, пытается что-то
сказать роботу, выбрать пункты меню на экране и т. д.), так и человеком. В послед-
нем случае наиболее вероятным первым обращением человека к роботу по анало-
гии с «OK, Google!» будет какой-либо эквивалентный вариант: «Здравствуй, ро-
бот!», «Привет, робот!», «Скажи, робот
»
и т. п.
Список
ключевых
возможных
слов
в
обращении
к
роботу
List_initial_phrases
={….} должен закладываться в систему распознавания речи в
интерфейс на этапе разработки, но может и дополняться по мере обучения ро-
бота
1
. Если обращение и внимание к роботу со стороны человека распознано,
возникает ситуация, когда робот должен отреагировать на обращение — отве-
тить: «Здравствуйте», предложить варианты дальнейших действий: «Задайте
вопрос», «Выберите необходимый Вам пункт меню на экране» и т. д. Далее это
позволит АМСР лучше «понимать» происходящее и направлять общение.
Не важно в каком виде, произнесенная голосом или введенная с экрана пу-
тем выбора пунктов меню, вся последующая информация и обращения-
запросы, поступающие в интерфейс АМСР от человека, могут быть разделены
на три основные категории, влекущие за собой различные действия робота.
1. Робот получает команду от человека и начинает действовать согласно ко-
манде, например, ему выдается команда найти пациента N на территории кли-
ники и проводить его на процедуры в кабинет № ХХХ.
__________________
1
Можно показать, что функционально такой список весьма ограничен и не пред-
ставляет сложности для реализации современными методами.