Previous Page  9 / 17 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 9 / 17 Next Page
Page Background

А.В. Жирнов, С.Н. Тимаков

106

ISSN 0236-3933. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. Приборостроение. 2016. № 4

Для идентификации параметров

A

и

используется метод градиентного

спуска для функции штрафа Ф = ε

т

(

n

+1)ε(

n

+1). Числовые значения весовых ко-

эффициентов

W

1

, …

,

W

8

рассчитываются из условий, обеспечивающих асимп-

тотическую сходимость параметров и вектора состояния бортовой модели к

номинальным значениям параметров и компонент вектора состояния объекта

управления. Анализ сходимости оценок, формируемых адаптивным наблюдате-

лем, результаты численного моделирования процесса настройки бортовой мо-

дели динамики конструкции, а также поведение измеренной угловой скорости и

ее оценок, полученных при обработке телеметрии с МКС, приведены в [8, 9].

Описание алгоритма диагностики отказов.

Алгоритм диагностики отказов

основан на анализе рассогласования между фактическим поведением динамики

углового движения МКС и ее бортовой моделью. Рассогласование должно быть

близко к нулю, когда система работает нормально, а при отказе должно суще-

ственно отличаться от нуля. Это свойство рассогласования используется для

определения того, есть отказ ДО или нет. Одна из проблем такого подхода — это

возможность возникновения ложных отказов (т.е. выдача сообщения об отказе,

когда на самом деле отказ отсутствует) из-за несоответствия бортовой модели

фактическому поведению объекта. По мере увеличения габаритных размеров

станции и, как следствие, уменьшения жесткости ее конструкции влияние упру-

гих колебаний конструкции на динамику углового движения МКС становилось

существенным, и его неучет в бортовой модели приводит к ложным отказам. По-

этому при расчете рассогласования в качестве переменной, описывающей факти-

ческое поведение объекта, используется оценка вектора угловой скорости МКС

как абсолютно твердого тела

тв.т

ˆ ( ),

n

формируемая в описанном самонастраи-

вающемся наблюдателе. В силу свойств сходимости оценок составляющих угло-

вой скорости и параметров объекта даже в случае отказа ДО они будут сходиться

к искомым значениям. Поэтому рассогласование

( )

n



рассчитывается как раз-

ность между оценкой вектора угловой скорости МКС как абсолютно твердого

тела

тв.т

ˆ ( )

n

и вектором угловой скорости

расч

( ),

n

рассчитываемым путем чис-

ленного интегрирования уравнений Эйлера (1) на каждом такте бортового ком-

пьютера, а именно:

тв.т

расч

ˆ ( )

( )

( ),

n

n

n

   

где

1

расч

расч

расч

расч

г

[ 1]

[ ]

[ ]

[ ]

[ ]

n

n J

n J

n H n h

        

1

т

1

ДO

г

грав

(

) [ ]

[ ]

[ ] .

J M n H n J M n h

   

(9)

Здесь

ɷ

расч

[

n

] — рассчитанный вектор угловой скорости на

n

-м такте;

J

— тен-

зор инерции;

г

[ ]

H n

вектор кинетического момента американских силовых

гироскопов (CMG) на

n

-м такте;

h

= 0,2 c;