ISSN 0236-3933. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. «Приборостроение». 2016. № 3
89
что зависимость частотных и энергетических характеристик периоди-
ческих движений от возмущающего момента имеет вид ступенчатой
функции. Переходы от одного вида автоколебаний к другому при
плавном изменении возмущающего момента происходят через бифур-
кации [1]. Э.В. Гаушус показал, что при наличии запаздывания и (или)
гистерезиса аналогичный вид зависимости автоколебаний от парамет-
ров имеет и релейная динамическая система [2]. Наблюдаемые явления
свойственны квантово-механическим системам.
В настоящее время квантово-механические подходы стали приме-
нять при описании процессов во многих динамических системах, неза-
висимо от их физической сущности и масштабов. В связи с этим во-
просы методологии исследования квантово-механического поведения
существенно нелинейных динамических систем актуальны в различ-
ных отраслях науки — физике, химии, биологии, электронике, эконо-
мике, информатике, теории управления [2–9] и др. Однако применяе-
мые феноменологические модели, описывая наблюдаемые свойства
систем, не позволяют рассматривать их внутренние механизмы. Это
затрудняет прогноз изменения этих свойств с изменением параметров
или выбор параметров системы из условий обеспечения заданных ее
свойств.
В настоящей работе на основе выполненных исследований концеп-
туально сформулирована квантово-механическая модель динамики ре-
лейно-импульсных систем управления инерционными объектами [3].
Исследование выполнено методом качественной теории динамических
систем и компьютерного моделирования [8–11].
Без нарушения общности рассуждений в качестве конкретного
технического объекта рассмотрим космический аппарат с реактивной
системой стабилизации. Обычно инженерные расчеты динамики ста-
билизации в первом приближении исследуют, используя автономные
уравнения малых угловых движений вокруг каждой главной централь-
ной оси инерции [1–3, 7]. При этом часто координатное управление
ориентацией осуществляют с помощью релейно-импульсных алгорит-
мов, формируемых на основе измеряемых параметров состояния
( ), ( )
.
x t y t
dx dt
Исследуемую релейно-импульсную динамическую систему пред-
ставим в виде
;
( );
(
) ;
( , ),
dx dt y
dy dt g u
u aF t
f x y
(1)
где
,
a g
— постоянные параметры системы, которые назовем эффек-
тивностью управления и возмущения;
( )
u
— управляющая функция