Previous Page  12 / 14 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 12 / 14 Next Page
Page Background

ISSN 0236-3933. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. «Приборостроение». 2016. № 3

99

Согласно этой диаграмме, в рассматриваемой динамической системе

структуры аттракторов

Г

n

упорядочены в соответствии со свойством 2 и

обладают особенностями, имеющими универсальный характер.

Абсолютный минимум затрат энергии на автоколебания система

имеет при значении

1 3

p

в момент бифуркации перехода от аттракто-

ра

1

Г

к аттрактору

3

Г .

Расход

( ),

n n

p

  

2,

п

 

в пределах

п

р Р

для каждого аттрактора

Г

n

линейно зависит от относительного возму-

щения

.

р

Граничные значения расхода

2

n п

 

и

2

n п

 

сближаются

так, что среднее значение примерно постоянно. Совершенно иной вид

имеет функция

2 2

( ),

p

  

:

р p

 

при увеличении возмущения рас-

ход энергии падает, в то время как в одноимпульсном и многоимпуль-

сных аттракторах, наоборот, возрастает.

Анализ результатов эксперимента подтверждает наличие синерге-

тических свойств самоорганизации: в области существования каждой

формы (структуры) аттрактора при изменении возмущения

p g a

фазовые траектории самопроизвольно трансформируются так, что за-

траты энергии

( )

n n

p

  

минимизируются. Это свойство иллюстри-

руют диаграммы каскада бифуркаций (см. рис. 2,

а

) и энергетических

уровней

( )

n

p

(рис. 2,

б

).

Выводы.

В отличие от существующих феноменологических моде-

лей, описывающих квантовый характер поведения некоторых управля-

емых динамических систем, предложена концептуальная модель дина-

мики релейно-импульсного управления инерционными объектами и

сформулированы условия, при выполнении которых система проявляет

свойства движения и взаимодействия с окружающей средой, формаль-

но подобные тем свойствам, которые рассматриваются квантовой ме-

ханикой.

Приведена волновая интерпретация движения в фазовом простран-

стве; обоснована упорядоченность геометрических структур аттракто-

ров; установлены синергетические эффекты самоорганизации и энер-

гетическая квантованность аттракторов.

Предлагаемая квантово-механическая модель динамики релейно-

импульсного управления позволяет на основе анализа внутренних про-

гнозировать изменения основных ее свойств с изменением параметров

или выбирать эти параметры из условий обеспечения заданных

свойств системы.

Полученные результаты, раскрывая новые характерные особенно-

сти релейно-импульсных систем, дают ключ к синтезу более совер-

шенных алгоритмов управления.

Численный эксперимент моделирования динамики типовой релей-

но-импульсной системы стабилизации подтвердил справедливость

принятой квантово-механической модели.