Аналогично мерам сложности библиотеки модулей для мер слож-
ности учебного курса можно предложить меры на основе принципа
гарантированного результата [15], а также меры на основе средне-
квадратического отклонения мер
μ
p
1
(
T
)
−
μ
p
11
(
T
)
,
p
∈ {
m, T
}
, от их
средних значений. Для введенных мер сложности учебного курса
T
остается справедливымПримечание 2.
Пример.
Рассмотрим следующие учебные курсы, подготовленные
разными авторами в системе БиГОР (см.
/):
T
1
—
“Автоматизация проектирования в радиоэлектронике”;
T
2
— “Методы
оптимизации”;
T
3
— “Программирование на языке Си”;
T
4
— “Искус-
ственные нейронные сети”;
T
5
— “Моделирование системс распреде-
ленными параметрами”. Все перечисленные курсы читаются студен-
тамкафедры “Системы автоматизированного проектирования” МГТУ
им. Н.Э. Баумана.
Из числа предложенных в настоящей работе мер сложности учеб-
ных курсов рассмотрим меры
μ
4
(Λ
, T
)
,
μ
5
(Λ
, T
)
,
μ
7
(
T
)
,
μ
8
(
λ, T
)
и
μ
10
(
T
)
, как имеющие простую содержательную интерпретацию и ма-
лую вычислительную сложность. Предположим, что
Λ = (1
,
1
, . . . ,
1)
,
λ
= 1
. В табл. 1 для указанных курсов приведены абсолютные значе-
ния этих мер сложности, а также их соответствующие относительные
значения
¯
μ
k
(
T
) =
μ
k
(
T
)
N
(
T
)
,
k
= 4
,
5
,
8
,
10
.
Таблица 1
Значения мер сложности учебных курсов
T
1
–
T
5
Курс
μ
4
(
T
)
μ
5
(
T
)
μ
7
(
T
)
μ
8
(
T
)
μ
10
(
T
)
μ
4
¯
μ
4
μ
5
¯
μ
5
μ
7
¯
μ
7
μ
8
¯
μ
8
μ
10
¯
μ
10
T
1
452 7,17 118 1,87 13,2 0,21 290 4,62 5,35 0,08
T
2
494 7,84 252 4,00 31,0 0,49 365 5,78 6,93 0,11
T
3
724 7,62 104 1,09 25,0 0,26 645 6,79 9,98 0,10
T
4
91 6,07 34 2,27 8,48 0,56 52 3,47 3,15 0,21
T
5
99 3,53 9 0,32 6,69 0,24 97 3,46 4,37 0,16
Анализ табл. 1 позволяет сделать следующие выводы.
1. Абсолютные меры сложности практически не коррелируют с
соответствующими относительными мерами. Это означает, что те и
другие меры несут в себе существенно разную информацию о курсах:
значения абсолютных мер в значительной степени определяются объ-
емом курса (числом модулей в нем), а значения относительных мер —
сложностью модулей.
2. Каждый модуль курсов
T
1
—
T
4
использует в среднемпо 6 и бо-
лее входных и выходных понятий (см. столбец
¯
μ
4
)
. Этот факт м ожно,
вероятно, интерпретировать как свидетельство излишней “крупнозер-
нистости” указанных курсов.
ISSN 0236-3933. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Приборостроение”. 2009. № 1 61