Меры сложности семантической сети обучающей системы - page 1

ИНФОРМАТИКА И ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ
ТЕХНИКА
УДК 519.6
А. П. К а р п е н к о, Н. К. С о к о л о в
МЕРЫ СЛОЖНОСТИ СЕМАНТИЧЕСКОЙ СЕТИ
ОБУЧАЮЩЕЙ СИСТЕМЫ
Рассмотрен ряд мер сложности понятий, разделяемых единиц кон-
тента, репозитариев единиц контента и обучающих курсов в обу-
чающей системе. Приведен пример использования предложенных
мер сложности.
Современные обучающие системы — это интеллектуальные инфор-
мационные системы, построенные на основе парадигмы обработки
знаний. При этомформализация онтологии предметной области вы-
полняется в виде базы знаний, которая может быть реализована на
продукционной модели знаний, семантической сети, фреймовой мо-
дели знаний и формальной логической модели знаний.
Предполагаем, что база знаний обучающей системы построена на
основе семантической сети, содержащей понятия предметной области
изучаемой дисциплины и отношения между этими понятиями. Семан-
тическую сеть представляемв виде ориентированного графа, вершины
которого соответствуют понятиямпредметной области, а дуги — от-
ношениям“определяемое понятие — определяющее понятие”. Таким
образом, рассматриваемоднородную (с единственнымтипомотноше-
ний между понятиями) бинарную (отношения связывают только два
понятия) семантическую сеть.
Предполагаем, что обучающая система реализует способ создания
учебных материалов на основе сборки их из предварительно разрабо-
танных модулей. Такую технологию поддерживает широко известный
стандарт SCORM [1], а также оригинальная отечественная разработка,
называемая технологией разделяемых единиц контента [2]. Отметим,
что в отличие от технологии SCORM технология разделяемых единиц
контента обеспечивает взаимосвязь между модулями путем задания
указанных ранее отношений между понятиями, определенными в мо-
дулях.
Важной задачей современной обучающей системы является педа-
гогическая диагностика [3]. Стратегия диагностики, используемая в
обучающей системе, зависит, прежде всего, от целей обучения, ко-
торые реализует эта система. Среди традиционных целей обучения
выделяются цели приобретения знаний, навыков и умений [4]. На-
стоящая работа ориентирована на достижение первой из указанных
50 ISSN 0236-3933. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Приборостроение”. 2009. № 1
1 2,3,4,5,6,7,8,9,10,11,...17
Powered by FlippingBook