Меры сложности семантической сети обучающей системы - page 3

число входных и выходных понятий, реберная плотность и диаметр
графа, соответствующего этой сети, и т.д.
Представленный материал содержит модель семантической сети,
постановку задачи, а также определение некоторых используемых да-
лее мер на графах; рассмотрены меры сложности понятий, модулей,
библиотек модулей и учебных курсов; приведен пример использования
некоторых из рассмотренных мер для оценки сложности ряда учеб-
ных курсов, подготовленных в инструментальной обучающей системе
БиГОР [11].
Модель семантической сети и постановка задачи.
Понятия и
модули.
Модули рассматриваемой библиотеки знаний обозначаются
как
m
i
,
i
= 1
,
2
, . . .
Входнымпонятием(
input concept
) м одуля
m
i
назы-
вается понятие
¯
c
i,j
,
j
[1
,
¯
n
i
]
, определение которого дано в некотором
другоммодуле данной или иной библиотеки знаний. Здесь
¯
n
i
0
общее число входных понятий модуля
m
i
. Аналогично, выходнымпо-
нятием(
output concept
) м одуля
m
i
называется понятие
c
i,j
,
j
[1
, n
i
]
,
определение которого дано в данноммодуле
m
i
;
n
i
0
— общее число
выходных понятий модуля
m
i
.
Каждое выходное понятие
c
i,j
модуля
m
i
определяется через вход-
ные понятия этого модуля и/или другие его выходные понятия. Ука-
занные входные и выходные понятия модуля
m
i
называются инфор-
мационно связанными (в узком смысле) с понятием
c
i,j
. Если понятие
c
i,j
информационно связано с понятием
c
i,k
, понятие
c
i,k
— с понятием
c
i,l
и далее до понятия
c
i,q
, то понятия
c
i,j
,
c
i,q
называются информаци-
онно связанными в широком смысле. В широком смысле с понятием
c
i,j
могут быть связаны также понятия из других модулей.
Семантическая сеть модуля
m
i
представляется в виде ориентиро-
ванного графа без контуров
G
(
m
i
)
, вершины которого соответствуют
входными выходнымпонятиямэтого модуля, а дуги — информацион-
нымсвязямвходных и выходных понятий модуля
m
i
между собой.
Подобно информационнымсвязямпонятий определены информа-
ционные связи модулей в узком и в широком смысле. В рамках би-
блиотеки
L
(учебного курса
T
) числа выходных понятий модуля
m
j
,
которые используются в качестве входных понятий модуля
m
i
, обо-
значается как
u
L
i,j
0
(
u
T
i,j
0)
.
В соответствии с концепциями стандарта SCORM и технологии
разделяемых единиц контента одно и то же понятие может быть опре-
делено в разных модулях библиотеки знаний (в то же время ни одно из
понятий не может быть определено в разных модулях учебного курса).
Назовем такие понятия кратными понятиями. Кратность понятия
c
i,j
обозначается как
v
i,j
=
v
L
i,j
1
.
52 ISSN 0236-3933. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Приборостроение”. 2009. № 1
1,2 4,5,6,7,8,9,10,11,12,13,...17
Powered by FlippingBook