Меры сложности семантической сети обучающей системы - page 2

целей, точнее говоря, — на организацию контроля знаний в обучаю-
щей системе.
Контроль знаний — многоплановая проблема. Рассмотрим одну из
актуальных граней этой проблемы — контроль усвоения субъектом
обучения понятий предметной области изучаемой дисциплины, а так-
же взаимосвязей этих понятий [5].
Для решения задачи контроля понятийных знаний можно исполь-
зовать тестовую подсистему обучающей системы или в рамках этой
системы разработать подсистему автоматического контроля понятий-
ных знаний (см., например, [6]). Во всех случаях для оценки уровня
усвоения понятийных знаний требуется оценка сложности понятий,
модулей, репозитариев (библиотек) модулей и обучающих курсов. Эти
же оценки необходимы для формирования индивидуальной образова-
тельной траектории в интеллектуальной обучающей системе, менедж-
мента качества учебного процесса, проектирования учебных планов
образовательных программ и пр.
Задачу оценки сложности учебного материала следует рассматри-
вать в контексте более широкой задачи оценки качества этого мате-
риала. Данная задача не нова. Так, еще в работе [7] была предложена
такая формальная мера сложности учебного материала, как мера его
разнообразия. Для вычисления значений этой меры используется клас-
сический подход из теории информации — в качестве меры разнообра-
зия принимается логарифм числа элементов, составляющих учебный
материал.
В работе [8] с узломсемантической сети связывается картинка,
видеоизображение, аудио-сегмент или текст и рассматриваются неко-
торые меры этой сущности. В качестве одной из таких мер предложено
использовать меру количества информации, заключенной в этой сущ-
ности. Значение указанной меры оценивается, например, размером со-
ответствующего файла, сжатого с помощью современных алгоритмов
сжатия.
В публикации [9] предложено оценивать качество семантической
сети с помощью следующих критериев: достоверности (степени бе-
зошибочности данных); кумулятивности (свойства данных небольшо-
го объема достаточно полно отражать соответствующую предметную
область); непротиворечивости (отсутствие взаимоисключающих поня-
тий).
В диссертации [10] мерой качества учебного материала предло-
жено использовать его объем, а также нечеткие экспертные оценки
сложности этого материала.
В отличие от указанных подходов, в настоящей работе меры слож-
ности строятся на основе таких параметров семантической сети, как
ISSN 0236-3933. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Приборостроение”. 2009. № 1 51
1 3,4,5,6,7,8,9,10,11,12,...17
Powered by FlippingBook