Назначение весов
γ
k
в формуле (21) является неформализуемой
процедурой и должно выполняться экспертомили группой экспертов.
В зависимости от значений этих весов могут принципиально менять-
ся итоговые оценки курсов. Например, если
γ
k
= 1
,
k
∈ {
4
,
5
,
7
,
8
,
10
}
(веса всех мер одинаковы и равны единице), итоговые оценки сложно-
сти курсов
T
1
−
T
5
равны 1,61; 3,73; 2,45; 3,12 и 0,71 соответственно
(рис.
а
). Если же
γ
1
= 1
,
γ
k
= 0
,
k
∈ {
5
,
7
,
8
,
10
}
, то указанные оценки
равны 0,84; 1; 0,95; 0,59 и 0 (см. рис.
б
).
Заключение.
Сравнение сложности учебных материалов не явля-
ется, в конечномсчете, формальной процедурой и требует привлече-
ния экспертных знаний. Меры сложности, предложенные в настоящей
работе, позволяют лишь предоставить экспертаминформацию для бо-
лее обоснованного принятия решения.
Наряду с мерами сложности понятий, модулей, библиотек модулей
и учебных курсов в работе рассматриваются мультимеры — аддитив-
ные свертки указанных мер. Аддитивная свертка является наиболее
простыми популярнымприемомсведения многокритериальной зада-
чи к однокритериальной. Наряду с этим могут использоваться муль-
типликативные свертки, лексикографическое упорядочение и пр. [17].
На основе мер сложности, предложенных в настоящей работе, можно
построить множество других мультимер.
В настоящей работе предложены меры сложности учебных мате-
риалов. В связи с этим возникают вопросы: как много мер следует
использовать? какие из этих мер предпочтительнее? каковы критерии
такого выбора? При поиске ответов на поставленные вопросы следует
руководствоваться следующими соображениями.
1. Следует учитывать особенности человеческой системы перера-
ботки информации. Результаты некоторых экспериментов показывают,
что на пределе человеческих возможностей находится задача класси-
фикации объектов по трем классам, характеризуемым семью критери-
ями и всего двумя градациями на шкалах их оценок [18]. Исходя из
Меры сложности курсов
◦
μ
(
T
1
)
,
l
∈
[1 : 5]
при
γ
k
= 1
,
k
∈ {
4
,
5
,
7
,
8
,
10
}
(
a
) и
γ
1
= 1
,
γ
k
= 0
,
k
∈ {
5
,
7
,
8
,
10
}
(
б
)
ISSN 0236-3933. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Приборостроение”. 2009. № 1 63