Схема автономного полета БПЛА включает в себя три основных
этапа: планирование полетного задания, планирование маршрута и ав-
тономный полет с помощью системы управления. Под планированием
маршрута полета понимается поиск оптимального маршрута от его
известного начального положения
s
0
(начальная точка) до заданного
конечного положения
s
F
(место назначения) с учетом динамических
характеристик БПЛА и решения задачи облета препятствий [1].
Маршрут полета в режиме реального времени рассчитывается с
учетом минимизации определенного показателя (время полета, затра-
чиваемое топливо и т.д.) [2]. Для того чтобы решить данную задачу
предлагается подход, суть которого заключается в следующем: необ-
ходимо разработать линеаризованную динамическую модель БПЛА;
использовать в качестве основного компонента, минимизирующего
целевую функцию, время полета между соседними опорными точ-
ками, в которых изменяется маршрут полета; применить частично це-
лочисленное линейное программирование (ЧЦЛП) [3, 4] для введения
линейных ограничений со смешанными формами, состоящих из ло-
гических и непрерывных переменных для описания ограничений при
облете препятствий.
Если полный маршрут полета из начальной точки до целевой точки
вычисляется однократно, то объем вычислений будет довольно боль-
шим. В то же время процесс вычислений ограничивается возможно-
стями бортового компьютера: допустимым временем вычислений и
объемом памяти. С другой стороны, если информация об окружаю-
щей среде, где выполняется полет, является неполной, то необходи-
мо проводить ее дальнейшее исследование и уточнение. Поэтому для
неизвестной среды практически невозможно однократно вычислить
полный маршрут полета. При расширении или выявлении новых це-
лей полета, маршрут полета может формироваться и рассчитываться
по отдельным участкам. В настоящей статье рассматривается задача
планирования маршрута полета на одном участке.
Используя управления с прогнозирующими моделями (УПМ)
[4, 5], задача планирования маршрута полета БПЛА рассчитывает-
ся с течением времени постепенно, причем каждый участок маршрута
полета БПЛА определяется в результате решения задачи оптимизации
на ограниченном интервале времени. Таким образом, метод УПМ
позволяет сократить время вычислений.
В последние годы, метод комбинирования УПМ и ЧЦЛП использу-
ется для решения задачи планирования маршрута полета летательного
аппарата. В работах [6, 7] рассматривались только задачи планирова-
ния маршрута полета для случая отсутствия препятствий. В статье [8]
для синтеза маршрута полета с обходом препятствий использовались
сплайн-кривые, а в работе [7] впервые было выполнено комбиниро-
54 ISSN 0236-3933. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Приборостроение”. 2016. № 2