Background Image
 1 / 16 Next Page
Information
Show Menu
1 / 16 Next Page
Page Background

ПРИБОРЫ НАВИГАЦИИ

УДК 629.7.05

ГИРОСКОПИЧЕСКИЙ ИЗМЕРИТЕЛЬ ВЕКТОРА УГЛОВОЙ

СКОРОСТИ. ОПЫТ ИССЛЕДОВАНИЯ ОТКАЗОВ В ЭКСПЛУАТАЦИИ

А.А. Волынцев

,

Б.А. Казаков

,

И.Е. Шустов

Филиал ФГУП “ЦЭНКИ” — “НИИ ПМ им. академика В.И. Кузнецова”,

Москва, Российская Федерация

e-mail:

mastervoland@inbox.ru; 01@niipm.ru; shustov_igor@mail.ru

Рассмотрен гироскопический измеритель вектора угловой скорости, который

разработан в НИИ ПМ на базе поплавкового гироскопа с магнитным центриро-

ванием поплавка и газодинамической опорой ротора. Измеритель применяется

в системах управления космических аппаратов отечественного производства

различного назначения (спутники связи, космические аппараты дистанцион-

ного зондирования Земли, научные космические аппараты). Описаны особен-

ности функциональной и кинематической схем гироскопического измерителя.

Изложены основные принципы и методы контроля работоспособности прибо-

ра в эксплуатации, а также основы методологии анализа и идентификации

причин его отказов. Приведены конкретные практические примеры исследова-

ний отказов приборов при эксплуатации в составе космического аппарата с

анализом особенностей их проявления, результатами поиска и подтверждения

первопричин отказов и мероприятиями по их предупреждению.

Ключевые слова

:

угловая ориентация, гироскопический измеритель, идентифи-

кация отказа в эксплуатации.

GYROSCOPIC ANGULAR RATE MEASUREMENT DEVICE. IN-SERVICE

TROUBLESHOOTING EXPERIENCE

A.A. Volyntsev

,

B.A. Kazakov

,

I.E. Shustov

Federal State Unitary Enterprise “TsENKI”, Affiliated branch, Kuznetsov NII PM,

Moscow, Russian Federation

e-mail:

mastervoland@inbox.ru; 01@niipm.ru; shustov_igor@mail.ru

The paper considers the gyroscopic device for measuring angular rates, which was

designed and developed in the Kuznetsov Research Institute for Applied Mechanics.

The device is based on the floated gyroscope with magnetic centering of a floater and a

rotor gas-lubricated spin-axis bearing system. Today this gyroscopic device is used in

flight controls of Russian-made spacecrafts of various applications (communications

satellites, Earth remote sensing satellites, scientific space vehicles). Both functional

and kinematic diagrams’ features of the gyroscopic device are described. The

main principles and monitoring techniques of the in-service device performance

are presented. The basic troubleshooting methodology is discussed. Some real

examples of in-service troubleshooting are given. They are analyzed considering their

manifestation peculiarities, the study results, confirmation of the primary causes of

failures, and follow-up measures to prevent the repeated failures.

Keywords

:

angular orientation, gyroscopic device, in-service troubleshooting.

136 ISSN 0236-3933. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Приборостроение”. 2015. № 5