Background Image
Previous Page  12 / 16 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 12 / 16 Next Page
Page Background

левого сигнала ИК, но с противоположным ему знаком, вследствие

чего КА теряет точную ориентацию. Канал ИК3 выступает индикато-

ром этой нештатной “закрутки” КА.

Установить, какая из версий соответствует реальности бортовыми

средствами КА возможно с привлечением в анализе информации от

АД. На это уходит некоторое время, определяемое временем готовно-

сти АД, после чего СУОС восстанавливает ориентацию КА (итераци-

ями за три сеанса коррекции).

Последующий анализ ситуации, проведенный с привлечением ин-

формации от АД, показал: причиной указанной “разбежки” базисов

стало изменение показаний канала ИК1 на

Δ

ω

1 = 0

,

4

/ч. Поскольку

другие ИК сохранили работоспособность, то

Δ

ω

1 = Δ

ω

.

Как уже было отмечено выше, причиной скачкообразного измене-

ния нулевого сигнала ИК могут быть либо уводящие моменты, свя-

занные с СМЦ ПГБ или его конструктивными элементами (например,

токоподводами), либо отказы в СТ или ДМ ПГБ. Другие устройства

СОС ИК могут быть исключены из рассмотрения.

Анализ и экспериментальные проверки показали, что причиной от-

каза канала ИК1 стал отказ в цепи питания СМЦ ПГБ. По результатам

анализа элементной базы, работы с предприятиями-изготовителями

ЭРИ и центрами сертификации ЭРИ была установлена первопричина

отказа — отказ диода 2Д510А. Конструктивная особенность этого ди-

ода — наличие металлургически несвязанной схемы, что в условиях

температурных циклов на борту КА может приводить к потере контак-

та внутри диода и, как следствие, обрыву в цепи питания СМЦ ПГБ.

Была проведена замена диода 2Д510А диодом 2Д510А/ББ, который не

имеет указанного недостатка.

Как и в примере 1, исследование отказа ИК ГИВУС завершилось

определением отказавшего блока, установлением первопричины от-

каза и выработкой мероприятий по предотвращению отказа во вновь

изготовляемых ГИВУС.

Пример 3

.

В 2013 г. на одном из КА было зафиксировано прак-

тически мгновенное изменение “невязки” выходной информации ИК

ГИВУС на значение 1700 угл. с/с. Зависимости измеренной угловой

скорости ИК до отказа в приборе и “невязки” от периода развития

отказа ИК4 показаны на рис. 5. Причина скачка “невязки” — резкое

изменение уровня выходного сигнала ИК4. Отметим, что ориентация

КА до отказа строилась по информации от ИК1, ИК3, ИК4.

Развитие отказа можно описать следующим образом: участок

А

штатная работа прибора, выходная информация всех ИК соответству-

ет проекциям угловой скорости Земли на измерительные оси; участок

B

— после возникновения скачка примерно 1700

/ч в выходной инфор-

мации ИК4, соответствующего половине диапазона измерения, СУОС

ISSN 0236-3933. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Приборостроение”. 2015. № 5 147