левого сигнала ИК, но с противоположным ему знаком, вследствие
чего КА теряет точную ориентацию. Канал ИК3 выступает индикато-
ром этой нештатной “закрутки” КА.
Установить, какая из версий соответствует реальности бортовыми
средствами КА возможно с привлечением в анализе информации от
АД. На это уходит некоторое время, определяемое временем готовно-
сти АД, после чего СУОС восстанавливает ориентацию КА (итераци-
ями за три сеанса коррекции).
Последующий анализ ситуации, проведенный с привлечением ин-
формации от АД, показал: причиной указанной “разбежки” базисов
стало изменение показаний канала ИК1 на
Δ
ω
1 = 0
,
4
◦
/ч. Поскольку
другие ИК сохранили работоспособность, то
Δ
ω
1 = Δ
ω
.
Как уже было отмечено выше, причиной скачкообразного измене-
ния нулевого сигнала ИК могут быть либо уводящие моменты, свя-
занные с СМЦ ПГБ или его конструктивными элементами (например,
токоподводами), либо отказы в СТ или ДМ ПГБ. Другие устройства
СОС ИК могут быть исключены из рассмотрения.
Анализ и экспериментальные проверки показали, что причиной от-
каза канала ИК1 стал отказ в цепи питания СМЦ ПГБ. По результатам
анализа элементной базы, работы с предприятиями-изготовителями
ЭРИ и центрами сертификации ЭРИ была установлена первопричина
отказа — отказ диода 2Д510А. Конструктивная особенность этого ди-
ода — наличие металлургически несвязанной схемы, что в условиях
температурных циклов на борту КА может приводить к потере контак-
та внутри диода и, как следствие, обрыву в цепи питания СМЦ ПГБ.
Была проведена замена диода 2Д510А диодом 2Д510А/ББ, который не
имеет указанного недостатка.
Как и в примере 1, исследование отказа ИК ГИВУС завершилось
определением отказавшего блока, установлением первопричины от-
каза и выработкой мероприятий по предотвращению отказа во вновь
изготовляемых ГИВУС.
Пример 3
.
В 2013 г. на одном из КА было зафиксировано прак-
тически мгновенное изменение “невязки” выходной информации ИК
ГИВУС на значение 1700 угл. с/с. Зависимости измеренной угловой
скорости ИК до отказа в приборе и “невязки” от периода развития
отказа ИК4 показаны на рис. 5. Причина скачка “невязки” — резкое
изменение уровня выходного сигнала ИК4. Отметим, что ориентация
КА до отказа строилась по информации от ИК1, ИК3, ИК4.
Развитие отказа можно описать следующим образом: участок
А
—
штатная работа прибора, выходная информация всех ИК соответству-
ет проекциям угловой скорости Земли на измерительные оси; участок
B
— после возникновения скачка примерно 1700
◦
/ч в выходной инфор-
мации ИК4, соответствующего половине диапазона измерения, СУОС
ISSN 0236-3933. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Приборостроение”. 2015. № 5 147