F-класса дала, однако, основание считать ситуацию не столь уж бес-
перспективной. В работах [1, 2] было показано, что для выведения
КА на гало-орбиты и орбиты F-класса могут быть использованы двух-
импульсные перелеты с низких околоземных орбит ожидания с сум-
марным импульсом характеристической скорости, заметно меньшим,
чем его требуемое значение для выведения КА на параболические
траектории с круговых орбит ожидания того же радиуса.
Исследованные варианты использования в качестве орбит перелета
при двухимпульсных переходах транзитных орбит из окрестности то-
чек либрации оказались свободными как от первого из существующих
ограничений — по высоте реализуемой гало-орбиты, так и от второ-
го — необходимости использования гравитационного поля четвертого
тела, напрямую не учитываемого при формировании требуемых ха-
рактеристик движения.
Не меньший интерес представляют полетные схемы с использова-
нием орбит, проходящих в окрестности коллинеарных точек либрации,
и применительно к осуществлению межпланетных пилотируемых по-
летов.
Это связано с проблемой создания и длительного удержания в
соответствующей точке либрации космической станции (КС) в виде
орбитальной базы обслуживания. Расположение такой КС в точке
L
1
приведет к возможности ее длительного удержания в окрестности этой
точки при минимальных энергетических затратах. Причем это касает-
ся не только пилотируемого полета на Марс. В последние годы в мире
наблюдается, как известно, оживление лунных амбиций с привлече-
нием новых заинтересованных стран, таких как Китай и Индия.
Хотя коллинеарная точка Лагранжа
L
1
системы грависфер Земля–
Луна (расстояние от Земли
∼
330
тыс. км) относится к числу неустой-
чивых, удержание в ее окрестности (сфере радиуса
∼
15
км) КС, масса
которой имеет порядок от 12 до 13 т, в течение одного года может быть
обеспечено за счет потребного суммарного импульса характеристиче-
ской скорости всего лишь порядка 20 м/с.
Определенный практический интерес может представлять и иссле-
дование треугольных точек либрации системы Земля–Луна при реше-
нии задач создания перспективной системы контроля космического
пространства, а также обслуживания земной и лунной поверхностей.
Под обслуживанием в рассматриваемом контексте понимается воз-
можность наблюдения некоторых областей пространства или поверх-
ности с допустимостью решения в их пределах каких-либо целевых
задач. Если даже ограничиться применением сугубо геометрического
подхода, нетрудно показать, что в случае размещения КА в треуголь-
ных точках либрации
L
4
и
L
5
оказывается возможным обслуживание
14 ISSN 0236-3933. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Приборостроение”. 2012. № 3