Пространственно-временной анализ ситуаций на множестве движущихся объектов - page 19

5. Вычислить степень уверенности [20] распознавания ситуации
с помощью клики
˜
K
u
k
u
, используя один из операторов агрегирования
(например, оператор Шоке или Cугено [21]) значений функций при-
надлежности
μ
˜
Y
i
y
i
( ˆΘ
t
)]
для всех
t
2
[
t
s
, t
e
]
и всех автоматов клики
˜
K
u
k
u
.
Пример.
Рассмотрим автомобильную дорогу, содержащую три по-
лосы движения в одну сторону: левую, среднюю и правую, а также
разделительную полосу и обочину. За обстановкой на дороге наблю-
дает видеокамера, позволяющая захватить зону наблюдения — все по-
лосы движения, разделительную полосу и обочину на определенном
участке. Автомобили могут двигаться вдоль полос движения, по раз-
делительной полосе и обочине с различной скоростью. Они также
могут перемещаться поперек полос в процессе перестроения. Рассто-
яние между автомобилями может быть различным.
Число опасных ситуаций, которые могут возникать на дороге, ве-
лико. Покажем, как предлагаемый в работе подход может быть ис-
пользован для описания и выявления группы однотипных опасных
ситуаций. Ограничимся только опасными ситуациями, источником ко-
торых являются пары автомобилей, движущихся по одной полосе не-
посредственно друг за другом. Опасная ситуация возникает тогда, ко-
гда автомобиль, двигающийся непосредственно сзади в той же полосе,
что и двигающийся впереди, нагоняет последний и расстояние между
ними в некоторый момент времени становится настолько малым, что
столкновение в следующий момент времени становится неизбежным.
Опишем эту группу опасных ситуаций для пары автомобилей
θ
1
, θ
2
,
находящихся в зоне наблюдения, где
θ
1
— автомобиль, двигающийся
непосредственно за автомобилем
θ
2
. Будем полагать, что интервал вре-
мени, в течение которого осуществляется наблюдение, содержит три
таких момента времени. После этого начинается новый цикл анализа
опасной ситуации, т.е. отсчеты времени повторяются.
Для простоты предполагаем, что наблюдение осуществляется в
плоскости глобальных координат
X
,
Y
. Центр глобальной системы
координат находится в левом нижнем углу наблюдаемого прямоуголь-
ного участка дороги. Ось
X
расположена вдоль полос движения (па-
раллельно полосам), а ось
Y
— поперек полос (перпендикулярно поло-
сам). Для анализа описанной опасной ситуации введем на временном
интервале [1, 3] четыре тренда. Эти тренды и соответствующие значе-
ниям отношений нечеткие множества показаны на рис. 15–22.
На рис. 15 показан макротренд
Y
расстояние
1
,
Θ
3
]
, задающий изме-
нение во времени значений отношения
расстояние
. В данном примере
отношение
расстояние
может принимать значения
опасное
,
близкое
,
допустимое
,
комфортное
,
безопасное.
Нечеткие множества, соответ-
106 ISSN 0236-3933. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Приборостроение”. 2011. № 3
1...,9,10,11,12,13,14,15,16,17,18 20,21,22,23,24,25
Powered by FlippingBook