Повышение точности определения параметров орбит на основе применения операторов…
ISSN 0236-3933. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. Приборостроение. 2016. № 5
101
ских ошибок (СКО), больших значений 0,33 м по всем координатам относи-
тельно опорной орбиты, либо менее 1 м для КА навигационного назначения.
Цель настоящей работы — демонстрация того, что, если не с позиций коли-
чественной альтернативы, то в качественном отношении существует возмож-
ность увеличения точности навигационных определений потребителей. Это
связано с решением задачи повышения точности определения параметров ор-
бит на основе совершенствования алгоритмического обеспечения обработки
ИТНП без повышения их точности до предельно необходимых значений,
предусмотренных на перспективу в технических характеристиках ЕС КВНО.
Основанием для сформулированного утверждения является следующее об-
стоятельство. Дисперсия оценки статистического среднего случайной величины
обратно пропорциональна объему проведенных независимых измерений этой
величины [4]. Аналогичное представление имеет место и относительно погреш-
ности оценки состояния линейной динамической системы в условиях случай-
ных погрешностей измерений по отношению к интервалу наблюдений соответ-
ствующего фильтра.
Далее будет показано, что подобное представление не всегда является до-
статочно корректным.
Модель и структура алгоритмического обеспечения.
Доказательство воз-
можности повышения точности определения параметров орбит в рассматрива-
емой постановке предполагает необходимость учета межвитковой связи оценок
параметров орбиты КА при решении обсуждаемой навигационной задачи.
Для повышения наглядности результатов и упрощения вида получаемых
зависимостей, рассмотрим класс «почти круговых орбит». Отметим, что приня-
тое упрощение не является критичным с позиции распространения полученных
результатов, например, на класс эллиптических орбит малого эксцентриситета.
С учетом соображений целесообразности упрощения структуры алгорит-
мического обеспечения используем двухэтапный вариант обработки информа-
ции, когда на первом этапе оценивание осуществляют непрерывным фильтром
с конечной памятью по данным ИТПН последнего витка орбиты КА, а на вто-
ром — проводят совместную оптимальную обработку (совмещение) дискрет-
ным динамическим фильтром полученных витковых оценок. При этом может
быть применен канонический вариант фильтра Калмана, оптимального по кри-
терию СКО, обладающий нулевой динамической погрешностью [5].
Отметим, что для обсуждаемого подхода с позиции конечного результата
решения, основной интерес будет представлять не непосредственно количе-
ственная оценка точности определяемых параметров, а ее изменение за счет
корректного совмещения витковых оценок.
В качестве модели состояния используем элементарные скалярные уравне-
ния кеплерова плоского движения для почти круговой орбиты [6]
1
2
cp
1
2
2 sin cos ;
1 cos
sin ;
u
e
e
r r
e
e