Н.П. Деменков, У Сяоган
40
ISSN 0236-3933. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. Приборостроение. 2016. № 5
где
f —
коэффициент сопротивления качению;
m
— масса автобуса;
g
— ускоре-
ние силы тяжести;
—
угол наклона дороги;
C
d
—коэффициент сопротивления
воздуха;
A —
наветренная площадь транспортного средства;
ρ —
плотность воз-
духа;
u
а
—
скорость потока воздуха;
а
— ускорение.
Моделирование батареи и конденсаторного
накопителя.
Модель батареи приведена на рис. 2
[19]. Зависимость напряжения разомкнутой цепи
холостого хода железо-литиевой батареи (
u
b
) от со-
стояния заряда батареи (
SOC
b
) показана на рис. 3.
Цветом выделена наилучшая область работы бата-
реи. Состояние заряда батареи
SOC
b
и напряжение
холостого хода
u
b
приблизительно связаны линейным соотношением
0
,
(
)
b
b
b b
b
du
u
SOC u
d SOC
где
u
b
— напряжение холостого хода;
u
b
0
—
напряжение разомкнутой цепи при
SOC
b
=
= 0. Напряжение
u
b
0
и производная
(
)
b
b
du d SOC
могут быть получены аппрок-
симацией данных.
Реальная выходная мощность батареи
,
bt
b bloss
P P P
(1)
где
P
b
— выходная мощность аккумуля-
торной батареи при идеальных условиях;
P
bloss
— потери мощности на внутреннем
сопротивлении батареи.
Отношение мощности и полной энергии батареи имеет вид
.
b
b
E P dt
Полную энергию аккумулятора также можно определить как
2 2
0
.
2
b b
b
b b
n C E
u u
Здесь
n
b
— число батарей;
C
b
— емкость аккумулятора.
Потеря мощности на внутреннем сопротивлении
аккумуляторной батареи
составляет
2
2
2
0
,
2
b b b
bloss
b b b
b
b b
b
R C P
P n i R
E u C n
где
R
b
— внутреннее сопротивление батареи;
i
b
— ток элемента батареи. Энергия
E
b
и мощность
P
b
связаны соотношением
Рис. 2.
Модель батареи
Рис. 3.
Зависимость напряжения ра-
зомкнутой цепи от состояния заряда
батареи:
1
— инструментальные данные;
2
— вы-
равнивающая кривая