Оптимизация распределения энергии в комплексной системе ее хранения…
ISSN 0236-3933. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. Приборостроение. 2016. № 5
37
В зависимости от используемой схемы гибридные транспортные средства
(Hybrid Electrics Vehicles, HEV) приводят в движение с помощью электрическо-
го двигателя и (или) двигателя внутреннего сгорания. Гибридные транспортные
средства с подзарядкой накопителя электрической энергии (Plug-in Electrics
Vehicles, PHEV) ввиду наличия возможности зарядки накопителя электриче-
ской энергии от бытовой сети, либо на специализированной заправочной стан-
ции для небольших суточных пробегов могут исключить потребление традици-
онного топлива.
Электрические транспортные средства (Battery Electrics Vehicles, BEV) при-
водят в движение с помощью одного или нескольких электрических двигателей,
используя энергию накопителя, в качестве которого могут выступать как элек-
трохимические элементы, так и конденсаторы.
Городской электрический автобус перемещается в условиях вождения с не-
редкими изменениями частоты, текущей скорости заряда и разряда аккумуля-
тора. На выбор и жизненный цикл аккумулятора энергосистемы электрического
транспортного средства влияет стратегия сохранения энергии [1, 2]. Для реше-
ния этой проблемы в работе [3] была предложена комбинированная система
хранения энергии, которая оптимизировала конструктивно систему хранения
энергии электрического транспортного средства.
Высокую удельную мощность
и энергетическую эффективность характеристик достигают за счет применения
конденсаторного накопителя (суперконденсатора), который все чаще исполь-
зуют в системе хранения энергии электрических транспортных средств [4, 5].
Оптимизированная конструкция и оптимизация распределения энергии в
системе хранения энергии для электрических транспортных средств приведены
в работах [6, 7]. Для полуактивной комбинированной системы хранения энер-
гии с различными структурами в работе [8] предложено использовать метод
динамического программирования,
чтобы оптимизировать выбор решения и
характеристики системы хранения энергии. Модифицированная полуактивная
комбинированная система хранения энергии, в которой также использован ме-
тод динамического программирования для оптимизации выбора решения и ха-
рактеристик, представлена в работе [9]. Для выбора структуры электрических
транспортных средств с полуактивной системой хранения энергии в работе [10]
предложен метод выпуклой оптимизации. Если структура сложной системы
хранения энергии определена, то можно оптимизировать распределение энер-
гии между источниками энергии, что повысит ее энергетическую эффектив-
ность [11].
В целях улучшения распределения энергии в электрическом транспортном
средстве для полуактивной системы хранения энергии предложены методы
управления
энергией на основе правил [12, 13], нечеткой стратегии [14], выпук-
лой оптимизации [15], динамического программирования и нечеткой логики [16].
Метод динамического программирования позволяет решать нелинейные и невы-
пуклые задачи, однако требует значительного увеличения числа переменных и