Введение.
Пребывание в реальной или моделируемой невесомости
(
гипо-
или
микрогравитации
) даже небольшой длительности приводит
к развитию существенных двигательных расстройств, включающих в
себя потерю вертикальной устойчивости, нарушения кинематической
и биомеханической структуры движений, резкое снижение точности
целенаправленных движений. Функции ориентационных и проприо-
цептивных систем — вестибулярной и мышечной — в условиях микро-
гравитации существенно нарушаются. Это приводит к реорганизации
механизмов моторного контроля со стороны центральной нервной си-
стемы и изменению стратегии реализации движений [1].
У человека, пребывающего в микрогравитационной среде (в усло-
виях космического полета или при наземном моделировании условий
гипогравитации), возникает комплекс изменений: расстройство коор-
динации движений; нарушение способности целенаправленных дви-
жений ввиду изменений в высших отделах коры головного мозга; раз-
нообразные нарушения движения [2].
Близким понятию “гипогравитационный синдром” является тер-
мин “
гипогравитационная мышечная детренированность
”, означаю-
щий ослабление мышечной функции и ее нервной регуляции в усло-
виях отсутствия на скелетно-мышечную систему гравитационной на-
грузки [2].
Следует отметить, что способность к письму у человека отражает
не только состояние руки, но и изменения высшей нервной деятель-
ности, а также состояния организма в целом, поэтому может служить
одним из простых и удобных методов интегральной диагностики об-
щего состояния организма. Последнее испытывает значительные из-
менения в условиях микрогравитации. В качестве одного из наиболее
перспективных методов диагностики состояния систем организма в
условиях космических полетов (и иных состояний гипогравитации) и
послеполетного восстановления космонавтов является использование
разработанного программно-аппаратного комплекса коррекции тонкой
моторики рук.
Анализ современных систем оценки каллиграфии включает в себя
выявление основных функциональных частей, методов и алгоритмов,
применяемых для решения поставленных задач. Структура и состав
программной части обучающего программно-аппаратного комплекса
в виде диаграммы развертывания приведены на рис. 1. Программная
часть состоит из модуля распознавания текстов, модуля хранения тек-
стов и иероглифического текстового редактора.
Распознавание рукописного ввода — способность компьютера по-
лучать и интерпретировать интеллектуальный рукописный ввод. Рас-
познавание текста может выполняться “оффлайновым” методом из уже
написанного на бумаге текста или “онлайновым” методом считыва-
24 ISSN 0236-3933. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Приборостроение”. 2015. № 3