О нагрузках на элементы конструкцииМногоцелевого лабораторного модуля…
ISSN 0236-3933. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. Приборостроение. 2017. № 2
129
автоматизированного рабочего места разработчика алгоритмов СУДН МЛМ
входит все бортовое программное обеспечение СУДН (безплатформенная
инерциальная навигационная система [10], диспетчер режимов, программы
управления бортовой аппаратурой СУДН и исполнительными органами, а так-
же программы различных режимов [11]), модель динамики и бортовых систем;
модели аппаратуры системы управления движением и внешней среды; модель
упругих колебаний конструкции МЛМ; сервисное программное обеспечение.
Моделирование показало, что наиболее динамически насыщенными режима-
ми полета МЛМ с точки зрения нагрузок являются следующие маневры: маневр
коррекции орбиты с использованием одного двигателя коррекции и сближения
(ДКС); маневр коррекции орбиты с использованием двух ДКС; маневр разворота
МЛМ вокруг продольной оси.
Маневр коррекции орбиты с использованием одного ДКС применяется при
необходимости приращения характеристической скорости для изменения пара-
метров орбиты МЛМ при сближении с МКС. Продолжительность режима зависит
от требуемого приращения характеристической скорости. Для примера можно ис-
пользовать маневр коррекции орбиты с приращением характеристической скоро-
сти 20 м/с, продолжительность которого составляет ~100 с. В табл. 2 приведены
экстремальные значения контролируемых параметров и время их регистрации
от начала режима коррекции орбиты. Следует отметить, что при моделировании
режим коррекции орбиты был построен таким образом, что включение ДКС про-
исходит приблизительно на 28 минуте от начала режима. Таким образом, из
результатов моделирования следует, что все превышения уровней нагрузок возни-
кают во время работы ДКС.
Таблица 2
Экстремальные значения параметров и время их регистрации в режиме выдачи
корректирующего импульса на ДКС
1
Параметр
Экстремальное значение, Н∙м
Время регистрации, с
II
SB
x
T
–625,9627
1757,72
II
SB
y
T
344,8671
1760,57
II
II
SB
SB
x
y
T T
+
621,1445
1756,83
IV
SB
x
T
629,9657
1760,52
IV
SB
y
T
-365,5139
1757,7
II
II
SB
SB
x
y
T T
+
656,5361
1758,63
Сравнение допустимых нагрузок из табл. 2 и 1 показывает, что экстремаль-
ные значения параметров превышают минимальные из предельно допустимых
нагрузок. Анализ циклов нагружений для данного этапа полета представлен в
табл. 3. На рис. 2, 3 приведены анализируемые параметры в процессе маневра
коррекции орбиты во время работы ДКС. Штриховыми линиями на рис. 2, 3
выделены участки работы корректирующего двигателя. Увеличенный уровень