ния в зоне поражения ЗРК, вычисленного АФБТ, по сравнению со
временем нахождения, рассчитанным МПН.
В случае с ЗРК
z
1
можно утверждать о формировании полностью
безопасных опорных траекторий в диапазоне 12. . . 62 км по горизон-
тальной дальности до ЗРК. При этом время нахождения в зоне по-
ражения
z
1
равно нулю, а конечное время полета ракеты-мишени,
определенное АФБТ, возросло не более чем на 7%. Кроме того, на
дальностях 70. . . 87 км наблюдается уменьшение конечного времени
полета, полученного АФБТ, по сравнению с тем же временем, рас-
считанным МПН. По мнению авторов настоящей статьи, это может
быть связано с более коротким по времени переходом ракеты-мишени
через звуковой барьер (0,9М. . . 1,1М). При скорости полета ракеты-
мишени, близкой к числу M
≈
1
, реализуется максимальное значение
силы лобового сопротивления и, следовательно, максимальная потеря
скорости.
В случае с ЗРК
z
2
можно утверждать о частичном снижении (в 3 ра-
за в диапазоне 15. . . 30 км) времени нахождения в зоне поражения. При
этом увеличение конечного времени полета ракеты-мишени, опреде-
ленного АФБТ, составило не более чем 18%. В диапазоне 34. . . 87 км
время нахождения в зоне поражения ЗРК
z
2
, а также конечного време-
ни полета ракеты-мишени, вычисленного АФБТ, совпадают со време-
нем нахождения в зоне поражения и конечным временем полета, рас-
считанными МПН. Участки кривой
4
(см. рис. 4) в диапазоне 12. . . 15
и 30. . . 34 км обусловлены ограничениями по потребным перегрузкам
на управление ракетой-мишенью. Таким образом, АФБТ позволяет
сформировать опорную траекторию для БЛА с уменьшенным време-
нем нахождения в зоне поражения там, где это позволяет запас его
энергии. В остальных случаях АФБТ обеспечивает наведение БЛА на
цель с той же точностью, что и его прототип — МПН.
Заключение.
Разработанный АФБТ обеспечивает наведение БЛА
на цель при соблюдении требований к минимально возможному (с
позиции энергии) времени нахождения в зоне поражения. В результа-
те имитационного моделирования подтверждена работоспособность
предложенного алгоритма и перспективность его использования в ка-
честве основы для подготовки полетных заданий, формирования про-
граммных траекторий наведения в бортовом варианте, вследствие его
невысоких вычислительных затрат. Рассмотренный алгоритм может
быть исследован и на более современных ракетных объектах перехва-
та и уклонения.
ЛИТЕРАТУРА
1.
Сузанский Д.Н.
,
Попов В.Ю.
Способ построения опорной траектории движе-
ния сложной системы. URL:
www.ssc.smr.ru/media/ipuss_conf/15/8_07.pdf(дата
обращения: 12.12.2014).
20 ISSN 0236-3933. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Приборостроение”. 2015. № 3