решении задачи автоматического управления возникает определенная
сложность в выборе единого качества. Это обусловлено тем, что зара-
нее предугадать все возможные траектории движения системы прак-
тически невозможно вследствие многообразия начальных и конечных
условий. Таким образом, выбор или задание опорной траектории дви-
жения — одна из основных проблем при решении задачи синтеза ал-
горитма управления сложной динамической системой [1].
В контексте работ по увеличению вероятности преодоления средств
противовоздушной обороны (ПВО) настоящая статья посвящена ал-
горитму самонаведения беспилотного летательного аппарата (БЛА)
на терминальном участке полета в атмосфере. Описанный алгоритм
представляет собой решение задачи управления для рассматриваемого
объекта и обеспечивает реализацию пространственных попадающих
траекторий, приводящих БЛА в заданную область пространства с
требуемой точностью и с минимальным временем нахождения в зоне
поражения.
По мнению авторов, в условиях отсутствия на борту БЛА ин-
формации о факте противодействия средствами ПВО целесообразно
использовать детерминированный подход к построению траектории
движения летательного аппарата в предположении о постоянно дей-
ствующей объектовой ПВО с известными характеристиками ее зоны
поражения
1
.
Для увеличения эффективности преодоления БЛА объектовой ПВО
предлагается исключить (максимально уменьшить) время его нахо-
ждения в зоне поражения объектовой ПВО за счет формирования
соответствующей опорной траектории полета БЛА. Такую опорную
траекторию назовем безопасной, а ее определение — алгоритмом фор-
мирования безопасной траектории (АФБТ).
Постановка задачи.
В настоящей работе рассмотрена задача пре-
одоления БЛА зоны поражения зенитно-ракетного комплекса (ЗРК).
Для расчетов выбраны два комплекса “Нева-М” и “Печора”. В соответ-
ствии с материалами, приведенными в работе [2], в качестве БЛА (ими-
татора воздушной цели) выбрана ракета-мишень РМ-5В27 (В-601П).
Аэродинамические и летно-технические характеристики В-601П по-
лучены по материалам эскизного проекта [3]. Эта ракета-мишень со-
стоит из двух ступеней: 1) отделяемый в полете стартовый ускоритель;
2) маршевая ступень.
Расчеты траекторий движения ракеты-мишени проводятся при сле-
дующих положениях и допущениях:
•
движение объекта управления рассматривается в нормальной
земной системе координат (НЗСК), которая полагается инерци-
альной;
1
Здесь под опасной зоной подразумевается зона поражения объектовой ПВО.
ISSN 0236-3933. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Приборостроение”. 2015. № 3 15