Background Image
Previous Page  2 / 9 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 2 / 9 Next Page
Page Background

решении задачи автоматического управления возникает определенная

сложность в выборе единого качества. Это обусловлено тем, что зара-

нее предугадать все возможные траектории движения системы прак-

тически невозможно вследствие многообразия начальных и конечных

условий. Таким образом, выбор или задание опорной траектории дви-

жения — одна из основных проблем при решении задачи синтеза ал-

горитма управления сложной динамической системой [1].

В контексте работ по увеличению вероятности преодоления средств

противовоздушной обороны (ПВО) настоящая статья посвящена ал-

горитму самонаведения беспилотного летательного аппарата (БЛА)

на терминальном участке полета в атмосфере. Описанный алгоритм

представляет собой решение задачи управления для рассматриваемого

объекта и обеспечивает реализацию пространственных попадающих

траекторий, приводящих БЛА в заданную область пространства с

требуемой точностью и с минимальным временем нахождения в зоне

поражения.

По мнению авторов, в условиях отсутствия на борту БЛА ин-

формации о факте противодействия средствами ПВО целесообразно

использовать детерминированный подход к построению траектории

движения летательного аппарата в предположении о постоянно дей-

ствующей объектовой ПВО с известными характеристиками ее зоны

поражения

1

.

Для увеличения эффективности преодоления БЛА объектовой ПВО

предлагается исключить (максимально уменьшить) время его нахо-

ждения в зоне поражения объектовой ПВО за счет формирования

соответствующей опорной траектории полета БЛА. Такую опорную

траекторию назовем безопасной, а ее определение — алгоритмом фор-

мирования безопасной траектории (АФБТ).

Постановка задачи.

В настоящей работе рассмотрена задача пре-

одоления БЛА зоны поражения зенитно-ракетного комплекса (ЗРК).

Для расчетов выбраны два комплекса “Нева-М” и “Печора”. В соответ-

ствии с материалами, приведенными в работе [2], в качестве БЛА (ими-

татора воздушной цели) выбрана ракета-мишень РМ-5В27 (В-601П).

Аэродинамические и летно-технические характеристики В-601П по-

лучены по материалам эскизного проекта [3]. Эта ракета-мишень со-

стоит из двух ступеней: 1) отделяемый в полете стартовый ускоритель;

2) маршевая ступень.

Расчеты траекторий движения ракеты-мишени проводятся при сле-

дующих положениях и допущениях:

движение объекта управления рассматривается в нормальной

земной системе координат (НЗСК), которая полагается инерци-

альной;

1

Здесь под опасной зоной подразумевается зона поражения объектовой ПВО.

ISSN 0236-3933. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Приборостроение”. 2015. № 3 15