УДК 629.7.054.07
В. В. Л у к ь я н о в
НАВИГАЦИЯ ПЕШЕХОДА В ЗАКРЫТОМ
ПОМЕЩЕНИИ
Предлагаемая работа продолжает серию статей, посвященных со-
зданию в лаборатории инерциальных геодезических систем МГТУ
им. Н.Э. Баумана первого отечественного малогабаритного персо-
нального навигационного комплекса. Рассмотрена специфика ис-
пользования комплекса в отсутствие сигналов спутниковых систем
навигации, в частности, вопросы интегрирования с данными ци-
фровых электронных карт. Приведены результаты испытаний.
Персональные навигационные устройства (ПНУ) пользуются боль-
шимспросому военных и гражданских специалистов: сотрудников
охранных, транспортных агентств, работников коммунального хозяй-
ства, ремонтных служб, экологических ведомств, геологов и других.
Кроме того ПНУ применяются как инструмент для создания геоинфор-
мационных систем (ГИС). В настоящее время выпускается большое
количество спутниковых персональных навигационных устройств, од-
нако, для таких специалистов, как, например пожарные или шахтеры,
обязательнымтребованиемявляется возможность полностью автоном-
ной навигации. При этомпредусматривается возможность интегриро-
вания с электронными картами зданий или шахт.
Навигация пешехода с помощью современных средств — самая
молодая отрасль навигационной науки. Нормы и правила морской и
воздушной навигации разрабатывались в течение многих лет. Все на-
вигационные приборы и карты при этомпроходят обязательную сер-
тификацию. Дорожное движение и транспортирование грузов также
жестко регламентируются (в частности, Отделением транспорта эко-
номической комиссии ООН). Развитие автомобильной навигации при-
вело к разработке новых стандартов для цифровых дорожных карт. В
частности, глобальная цифровая модель земной поверхности реализо-
вана в файле географических данных (Geographic Data File — GDF)
и используется для создания интеллектуальных транспортных систем
(Intelligent Transport Systems). В большинстве системавтомобильной
навигации и служб местного базирования (Location Based Service —
LBS) применяется географический формат данных. В географических
координатах оцифровано большинство автомобильных дорог и непо-
средственно примыкающих к ним районов. Эти данные могут быть
использованы и для пешеходной навигации в части маршрутов, про-
ходящих по открытой местности, но их недостаточно, если человек
зашел в здание или оказался под землей.
44 ISSN 0236-3933. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Приборостроение”. 2007. № 3