Анализ зависимости оценок математических ожиданий и средне-
квадратических отклонений от максимальной угловой ошибки нави-
гационной системы показал, что оценки математических ожиданий
ошибок линейных координат также составляют до
60
% максималь-
ной линейной ошибки. Это означает, что начальная линейная ошибка,
вызванная угловыми ошибками навигационной системы, после обра-
ботки по разработанному алгоритму уменьшается минимум в 2 раза.
Характер влияния угловых ошибок навигационной системы анало-
гичен влиянию линейных ошибок и принимает примерно такие же
значения.
Анализ зависимости оценок математических ожиданий и средне-
квадратических отклонений от числа функционалов в выборке показал
следующее:
— оценки математических ожиданий ошибок линейных координат
составляют до
40
% максимальной линейной ошибки;
— оценки среднеквадратических отклонений линейных координат
составляют
5
. . .
16
% для
m
1
= 10
4
и
4
. . .
12
% для
m
2
= 4
·
10
4
.
Увеличение точек оцифрованных снимков ведет к уменьшению оценки
среднеквадратических отклонений линейных координат;
— следует отметить улучшение точности (уменьшение среднеква-
дратических отклонений) при увеличении числа функционалов в вы-
борке. Так, увеличение числа функционалов в выборке с 10 до 100
приводит к снижению оценки с
11
. . .
12
% до
4
. . .
8
%, т.е. в
1
,
5
. . .
2
раза. Для числа точек оцифрованных снимков
m
2
= 4
·
10
4
эта зависи-
мость приобретает практически линейный характер.
Увеличение числа точек оцифрованных снимков приводит к еще
более существенному повышению точности оценки линейных коор-
динат.
При 10 функционалах в выборке максимальное значение математи-
ческого ожидания составляет 14% максимальной ошибки навигацион-
ной системы, среднеквадратические отклонения находятся в пределах
4%. При увеличении числа функционалов в выборке до 50 точность
увеличивается. Увеличение числа функционалов в выборке до 100 так-
же приводит к уменьшению ошибки, однако в меньшей степени.
Таким образом, с увеличением числа точек оцифрованных снимков
происходит уменьшение ошибок оценки линейных координат. В сред-
нем ошибка не превышает 40%, а точность — 10. . . 12%.
Выводы.
В процессе проведения исследований разработана мето-
дика создания пространственной полутоновой модели местности сте-
реоскопическим методом, позволяющая повысить информативность и
достоверность данных воздушного фотографирования и одновременно
сократить сроки их обработки. В методике используется комбиниро-
ванный алгоритм, основанный на рекуррентно-поисковом оценивании.
В ходе выполнения экспериментальных исследований установле-
но, что разработанная методика получения полутоновой модели мест-
ности имеет высокие устойчивость и сходимость; при использовании
52 ISSN 0236-3933. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Приборостроение”. 2009. № 3