76
ISSN 0236-3933. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. Приборостроение. 2017. № 3
УДК 681.5 + 007
DOI: 10.18698/0236-3933-2017-3-76-94
АЛГОРИТМ НАВИГАЦИИ БЕСПИЛОТНОГО ЛЕТАТЕЛЬНОГО
АППАРАТА НА ОСНОВЕ УЛУЧШЕННОГО АЛГОРИТМА
ОДНОВРЕМЕННОЙ ЛОКАЛИЗАЦИИ И КАРТОГРАФИРОВАНИЯ
С АДАПТИВНЫМ ЛОКАЛЬНЫМ ДИАПАЗОНОМ НАБЛЮДЕНИЯ
Кэ Кэ Гэн
jsgengke@126.comН.А. Чулин
nchulin@bmstu.ruМГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, Российская Федерация
Аннотация
Ключевые слова
Предложено улучшить алгоритм одновременной лока-
лизации и картографирования с расширенным филь-
тром Калмана (Extended Kalman Filter for Simultaneous
Localization and Mapping, EKF–SLAM), что позволяет
при достаточной точности локализации в сложной
среде существенно сократить объемы необходимых
вычислений путем адаптации диапазона наблюдения в
режиме реального времени в трехмерных средах для
беспилотных летательных аппаратов (БПЛА). Построе-
на облачно-точечная карта окружающей среды и вы-
числены координаты характерных точек среды восьми-
точечным нормированным алгоритмом на основе
монокулярного компьютерного зрения. Улучшения до-
стигнуты с помощью адаптивного динамического огра-
ничения текущих размеров наблюдаемой части окру-
жающей среды и числа наблюдаемых ориентиров для
коррекции позиционирования летательных аппаратов.
Результаты моделирования показывают, что предло-
женный метод, существенно сокращающий объемы
вычислений при сохранении точности локализации,
может быть применен для навигации беспилотного
летательного аппарата
Беспилотный летательный
аппарат, улучшенный алгоритм
EKF–SLAM, ассоциация данных,
характерные точки
Поступила в редакцию 17.03.2016
©МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2017
В настоящее время беспилотные летательные аппараты (БПЛА) используются
достаточно широко и разнообразно. Однако их использование ограничено, в
основном, режимами «ручного» дистанционного управления с пульта оператора
и прохождения точек маршрута в простой (свободной от препятствий) среде.
Актуальной является задача разработки системы управления, позволяющей
осуществлять автономный полет по заданному маршруту. Один из ключевых
вопросов в решении этой задачи — динамическое планирование маршрута в
сложной среде, т. е. в пространстве, содержащем как заранее известные, так и
неизвестные объекты, которые могут использоваться как ориентиры, но одно-
временно представляют собой препятствия при движении. Из возможных под-
ходов к решению проблемы планирования маршрута в последнее десятилетие