Previous Page  9 / 13 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 9 / 13 Next Page
Page Background

погонной массы, места крепления к нему горизонтального оперения.

Включение этих коэффициентов в моделируемый процесс усложняет

задачу, но эти коэффициенты играют важную роль дополнительных

параметров, служащих достижению весового и конструктивного со-

вершенства.

Необходимо при заданной высоте

H

и скорости полета самолета с

заданным M найти такое соотношение, при котором значения параме-

тров

L

г.о

и

S

г.о

будут соответствовать определенному уровню весового

и конструктивного совершенства планера самолета. Такие параметры

имеют право на существование только в том случае, если выполняется

равенство

М

z

г.о

=

М

потребный.

(8)

Таким образом, задачей эскизного проектирования горизонтального

оперения самолета является выбор оптимальных значений перечи-

сленных параметров, обеспечивающих необходимую устойчивость и

управляемость самолета при наименьшем весе конструкции при про-

чих равных условиях и ограничениях.

В проводимом исследовании в качестве исходных данных были

выбраны следующие параметры горизонтального оперения:

L

г.о

=

= 3

. . .

6

м, начальное приближение 4,5 м;

S

г.о

= 5

. . .

8

м

2

, начальное

приближение 6,5 м

2

;

C

y

г.о

= 0

,

2

. . .

1

,

2

, начальное приближение 0,7;

высота полета

H

= 10 000

м; M

= 0

,

85

.

Решение задачи (3)–(5) положено в основу создания экспертной

системы, которая призвана дать оценку возможности реализации при-

нятых проектно-конструкторских решений, при выполнении условия

получения потребного момента, создаваемого горизонтальным опере-

нием самолета.

В результате проведенной оптимизации получены следующие

оптимальные параметры:

L

г.о

= 3

,

99

м;

S

г.о

= 5

м

2

;

C

y

г.о

= 0

,

2

.

На рис. 3 приведена графическая интерпретация полученных реше-

ний (исследуемая поверхность и две точки: начальная исходная точка

поиска

А

и найденная точка

В

оптимального решения. Плоскость,

показанная контуром из точек и тире, отсекает область возможных

решений, которая обусловлена компоновочным ограничением по до-

пустимой длине фюзеляжа.

Как видно на рис. 3, данный метод параметризации определил точ-

ку оптимального решения (

M

z

г.о

= 53475

,

3

) на минимуме площади

горизонтального оперения, но не на максимуме или минимуме плеча.

Полученное значение

C

y

г.о

объяснимо, оно соответствует установив-

шемуся горизонтальному полету. Конструктор определяет, устраивает

его полученный момент горизонтального оперения или нет, исходя из

тактико-технических требований, предъявляемых к самолету, и из его

48 ISSN 0236-3933. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Приборостроение”. 2016. № 2