проведено ранжирование критериев оптимальности в соответствии с
описанной физической постановкой задачи. В результате многокри-
териальная оптимизационная задача была сведена к более простой
инженерной задаче оптимизации от двух самых важных критериев.
На практике конструкторы, разработчики новых типов самолетов счи-
тают, что эффективность горизонтального оперения в первую очередь
определяется площадью
S
г.о
и плечом
L
г.о
. В упрощенном виде инже-
нерная задача оптимизации сводится к поиску минимально возможной
площади горизонтального оперения (
S
г.о
) и поиску минимально воз-
можной длины плеча при разных значениях
C
y
г.о
. При этом область
возможных решений ограничивается предполагаемой размерностью
самолета и принятыми схемно-конструкторскими решениями. Мето-
дом простого перебора можно варьировать эти два параметра.
Критерии оптимальности для данной задачи
Параметр Приведенный
параметр
Комментарии
S
г.о
S
min
= 1[
m
2
]
f
1
=
K
S
S
г.о
S
min
Минимальная площадь, равная 1 м
2
, использу-
ется для исключения размерности параметра;
K
S
— коэффициент, подбираемый экспертом
для адекватной передачи, насколько предпо-
чтительней минимизировать именно площадь
горизонтального оперения.
L
г.о
L
min
= 1[
m
]
f
2
=
K
L
L
г.о
L
min
Минимальная длина, равная 1 м, использу-
ется для исключения размерности параме-
тра;
K
L
— коэффициент, подбираемый экспер-
том для адекватной передачи, насколько пред-
почтительней минимизировать именно длину
плеча горизонтального оперения.
Перейдем от абсолютных значений параметров к безразмер-
ным и введем дополнительное ограничение, обусловленное схемно-
конструкторскими решениями
K
=
K
S
Δ
S
+
K
L
Δ
l
≤
max(
K
S
;
K
L
)
,
(5)
где
Δ
S
и
Δ
L
вычисляются по следующим формулам:
Δ
S
=
S
N
−
S
T
S
2
−
S
N
, S
T
≥
S
N
,
S
N
−
S
T
S
N
−
S
1
, S
T
≺
S
N
;
(6)
Δ
L
=
L
T
−
L
N
L
2
−
L
N
, L
T
≥
L
N
,
L
T
−
L
N
L
N
−
L
1
, L
T
≺
L
N
(7)
46 ISSN 0236-3933. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Приборостроение”. 2016. № 2