Previous Page  4 / 13 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 4 / 13 Next Page
Page Background

Рис. 2. Оси самолета, плечо горизонтального оперения

L

г.о

, средняя аэродина-

мическая хорда горизонтального оперения САХ

г.о

Горизонтальное оперение обеспечивает продольную устойчивость и

управляемость относительно поперечной оси самолета

Oz

. На рис. 2

схематично изображены основные оси самолета и указан центр масс

самолета.

На сверхзвуковых самолетах горизонтальное оперение обычно

проектируется в виде цельно-поворотного стабилизатора без руля вы-

соты и продольное управление самолета осуществляется поворотом

этого стабилизатора.

Физическая постановка задачи.

Под эффективностью горизон-

тального оперения самолета понимают способность оперения созда-

вать достаточно большой и необходимый градиент момента

MZ

само-

лета (см. рис. 2), который может обеспечить его балансировку и выпол-

нение самолетом заданного маневра. При этом учитываются: разброс

центровок, положение аэродинамического фокуса без горизонтально-

го оперения, площадь крыла и другие составляющие, которые могут

как помогать, так и противодействовать выполнению маневра. Момент

тангажа

M

z

г.о

, создаваемый горизонтальным оперением относительно

соответствующей оси

Oz

, определяется по формуле [2]

M

z

г.о

=

Y

г.о

L

г.о

,

где

Y

г.о

— подъемная сила, которую создает горизонтальное оперение;

L

г.о

— длина плеча горизонтального оперения. Эффективность гори-

зонтального оперения может быть оценена по значению градиента

создаваемого им момента

m

ϕ

z

и определяется по формуле [3]

m

ϕ

z

=

kC

α

Y

г.о

А

г.о

,

(1)

ISSN 0236-3933. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Приборостроение”. 2016. № 2 43