(индекс
Т
обозначает текущее значение
S
г.о
и
L
г.о
, а индекс
N
— на-
чальное значение, нижний индекс ГО опущен в целях наглядности
формул).
Определим отношение предпочтения для данной оптимизационной
задачи следующим образом:
—
увеличение параметра
Δ
S
— при изменении критерия оптималь-
ности
S
г.о
в предпочтительную сторону параметр
Δ
S
увеличивается, в
противном случае
Δ
S
уменьшается. Иными словами, при отклонении
текущего значения параметра
S
г.о
в предпочтительную сторону, т.е. в
сторону минимального значения, равного
S
1
,
Δ
S
принимает положи-
тельное значение, а при отклонении в сторону максимума, равного
S
2
,
Δ
S
принимает отрицательное значение;
—
увеличение параметра
Δ
L
— при изменении второго критерия
оптимальности
L
г.о
в предпочтительную сторону параметр
Δ
L
увели-
чивается, в противном случае
Δ
L
уменьшается. Иными словами, при
отклонении текущего значения параметра
L
г.о
в сторону максимума,
равного
L
2
,
Δ
L
принимает положительное значение, а при отклоне-
нии в сторону минимума, равного
L
1
,
Δ
L
принимает отрицательное
значение.
Конструктор (пользователь программы), исходя их своих предпо-
чтений, опыта и интуиции, определяет диапазон поиска оптимальных
параметров
S
г.о
и
L
г.о
. Через интерфейс в качестве входных данных
он задает начальные значения площади и плеча горизонтального опе-
рения (
S
н
,
L
н
) и определяет области поиска оптимальных значений в
виде отрезков
[
S
1
, S
2
]
и [
L
1
, L
2
]. Весовой коэффициент для площади
горизонтального оперения
K
s
либо определяется по статистике (дан-
ные о разработке различных типов самолетов), либо назначается экс-
пертом. В результате экспертной оценки специалистами принимаются
коэффициенты ранжирования (
K
s
,
K
L
), которые определяют степень
важности каждого параметра: для площади горизонтального оперения
S
г.о
—
K
s
= 4
; для плеча горизонтального оперения
L
г.о
—
K
L
= 6
.
В математической модели решаемой задачи
K
s
и
K
L
являются ко-
эффициентами ранговой корреляции. Они могут участвовать также в
формировании компоновочных ограничений при формировании обла-
сти поиска решений.
Коэффициент
K
s
зависит от следующих конструктивных параме-
тров горизонтального оперения: стреловидности, удлинения и другой
геометрии; конструктивных решений по способу передачи сил от гори-
зонтального оперения к фюзеляжу; удельной погонной массы единицы
площади, которая определяется материалом и структурой конструк-
ции: каркас, сотовая конструкция, композиционный материал.
Аналогично, весовой коэффициент плеча
K
L
может определяться
тем же способом и зависит от длины хвостовой части фюзеляжа, его
ISSN 0236-3933. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Приборостроение”. 2016. № 2 47