Previous Page  9 / 18 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 9 / 18 Next Page
Page Background

рассматривают этот проект в диапазоне накопленной энергии до не-

скольких сотен мегаджоулей. Длительное хранение энергии без потерь

при отсутствии систем смазывания и охлаждения возможно только с

использованием бесконтактных магнитных опор.

Актуальность использования КНЭ с опорами на ВТСП в космосе

также связана с возможностью резкого увеличения ресурса. Это обу-

словлено не только отсутствием трения в магнитных опорах с ВТСП,

но и отсутствием в составе накопителя энергии системы управления,

имеющей ограниченный ресурс электронной элементной базы, а так-

же практическое неограниченное число циклов заряд–разряд. Предпо-

лагается увеличение ресурса накопителя до 15–20 лет, что дает ему

существенное преимущество перед бортовыми аккумуляторными ба-

тареями.

Конструктивная схема КНЭ (фирма Boeing) с применением пер-

спективных материалов на базе углеволокна для маховика приведена

на рис. 7. Эта конструкция может рассматриваться для применения

ее в космосе. Не менее актуально использование магнитных опор с

ВТСП в гиродинах и высокооборотных двигателях и генераторах.

Следует отметить, что в связи с отсутствием трения в магнитных

опорах с ВТСП возможно их применение при достаточно больших

скоростях вращения вала. В одном из экспериментов максимальное

Рис. 7. Конструкция КНЭ (фирма Boeing) [23]:

1

— стальная вакуумная оболочка;

2

— энергопоглощающий наполнитель;

3

— алю-

миниевый диск;

4

— ротор из композиционных материалов;

5

— криокуллер;

6

механические подшипники;

7

— подвес с ВТСП и замороженным полем;

8

— ротор

подвеса с ВТСП;

9

— упорный подшипник;

10

— мотор-генератор;

11

— рама модуля

накопителя;

12

— система арретирования

ISSN 0236-3933. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Приборостроение”. 2016. № 1 23