Рис. 3. Зависимость силы левита-
ции от расстояния для одиночного
ВТСП
В МГТУ им. Н.Э. Баумана была
разработана технология, по которой
изготовляются элементы из моно-
кристаллической керамики на осно-
ве оксида иттрия (YBCO), являюще-
гося в настоящее время наиболее эф-
фективным материалом для ВТСП
[15, 16]. Экспериментальная зависи-
мость силы от перемещения для оди-
ночного ВТСП из иттриевой керами-
ки приведена на рис. 3.
На основе полученных монодо-
менных ВТСП разработаны и иссле-
дованы два вида магнитных подшип-
ников дискового типа, функциониру-
ющие при наличии магнитного поля [7–9]. Дисковая конструкция
опоры позволяет увеличить площадь магнитного взаимодействия меж-
ду сверхпроводниками и постоянными магнитами, а также реализо-
вать модульный принцип их построения. Разработан и изготовлен дей-
ствующий макет роторной системы с двумя опорами с ВТСП для гиро-
моторов КЛА. При выбранной компоновке магнитной системы ВТСП
массой 180 г обеспечивают устойчивый подвес ротора массой 3,6 кг с
рабочим зазором 0,8 мм. Максимальная нагрузочная способность под-
веса в радиальном направлении составляет 220 Н, в осевом направле-
нии — 150 Н, радиальная жесткость — 270 Н/мм, осевая жесткость —
224 Н/мм при температуре 77 K, отношение нагрузочной способности
к массе сверхпроводников — 120, максимальная частота вращения ро-
тора — 14 500 мин
−
1
, кинетический момент ротора — 4,53 Н
∙
м
∙
с при
вращении с угловой скоростью 1047 рад/с. Элементы подвеса ротора
гиромотора на двух опорах с ВТСП показаны на рис. 4.
При статических испытаниях получена зависимость нагрузки
от перемещения (рис. 5), в соответствии с которой жесткость опо-
ры уменьшается с увеличением нагрузки, а гистерезисные эффекты
уменьшаются после нескольких циклов нагружения.
Постоянные магниты выполнены из сплава Nd–Fe–B, который име-
ет наиболее высокие значения индукции магнитного поля (
∼
1
,
1
Тл).
Для увеличения сил в системе важным является формирование вы-
соких значений градиента поля в области установки ВТСП. В дру-
гом макете используются магнитные диски с радиальным намагни-
чиванием. Общий вид этой опоры, установленной на испытательном
стенде, показан на рис. 6. При проведении динамических испытаний
модуля подшипника вал ротора раскручивается электродвигателем че-
рез магнитную муфту до 3 000 мин
−
1
. После разгона вал подшипника
18 ISSN 0236-3933. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Приборостроение”. 2016. № 1