Рис. 4. Элементы подвеса ротора гиромотора на двух опорах с ВТСП:
1
— крышка корпуса;
2
— корпус;
3
— статорные пластины с дисками на основе
ВТСП;
4
— магнитная система ротора в сборе;
5
— постоянные магниты;
6
— вал
ротора
Рис. 5. Зависимость нагрузки от пере-
мещения при радиальном смещении
ротора для первичного (
1
) и вторич-
ного (
2
) циклов нагружения
отсоединяется с помощью магнит-
ной муфты от электродвигателя и
ротор вращается до полной оста-
новки в течение 20 мин.
Статические испытания моду-
ля проводятся на эксперименталь-
ном стенде, который включает в
себя оборудование для вакуумной
откачки, расходную систему пода-
чи жидкого азота, устройства для
крепления элементов подшипника
и измерения нагрузки. При прове-
дении статических испытаний на-
грузка прикладывается радиально
к ротору, смещения которого фик-
сируются индикатором перемещений. Измеренное значение радиаль-
ной жесткости модуля составило 160 Н/мм. При увеличении высоты
магнитов в магнитном диске от 4 до 8 мм радиальная жесткость под-
шипника возросла до 220 Н/мм.
Основной способ увеличения жесткости — снижение рабочей тем-
пературы. При переходе на переохлажденный азот (65. . . 70 K) несу-
щая способность опоры увеличивается в 1,5–2 раза [20].
Существенного увеличения жесткости и передаваемых сил можно
ожидать в конструкциях, где вместо постоянного магнита применя-
ется сверхпроводник с высокой индукцией захваченного магнитного
поля. Абсолютный рекорд — захваченное при температуре 29 K поле
ISSN 0236-3933. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Приборостроение”. 2016. № 1 19