УДК 371.315.02
В. И. К а р п о в, Н. В. Л а б у т и н а,
К. С. М ы ш е н к о в
ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ
ПОДХОД К ФОРМАЛИЗАЦИИ ПРЕДМЕТНОЙ
ОБЛАСТИ
Приведены некоторые результаты выполнения проекта “Разра-
ботка системы текущего и итогового контроля за формированием
профессиональных знаний студентов” аналитической ведомствен-
ной целевой программы “Развитие научного потенциала высшей
школы (2006–2008)”, рег. номер. 01.2.007 03386.
В настоящее время возникают противоречия между стоящими пе-
ред высшей школой проблемами и методами и средствами их решения.
Разрешение этих противоречий возможно с применением современ-
ных информационных технологий, дающих инструмент для решения
задач. К таким проблемам можно отнести задачу формирования со-
держания обучения при разработке учебных планов вузов нового по-
коления.
Модель содержания обучения.
В формализованном виде содер-
жание учебной дисциплины можно представить в виде графа
G
, вер-
шинами которого являются понятия или умения, а дуги определяют
логическую связь между ними:
G
=
X, U ,
где
X
— множество понятий и умений;
U
— множество пар
x
i
, x
j
—
дуги графа,
x
i
∈
X
,
x
j
∈
X
, дуга
x
i
, x
j
означает, что
x
i
используется
в
x
j
(рис. 1).
Учебные модули (определенные конечные части учебной дисци-
плины) формируются по определенному алгоритму, который учитыва-
ет степень взаимодействия элементов между ними (рис. 2). При фор-
мировании содержания дисциплины выделяются основные составля-
ющие ее учебные модули, в соответствии с логикой их согласованно-
сти (используемая вершина графа должна быть назначена ранее ис-
пользующей). Вес (сила) связи между модулями после объединения
равен числу дуг, исходящих из одного модуля в другой. В приведен-
ном примере вес связи
Р
1
,
2
между модулями
X
1
и
X
2
равен 6 (рис. 3).
На этом рисунке для каждого модуля было назначено число понятий
и умений, равное 4.
Рис. 1. Cвязь между понятиями
x
i
и
x
j
68 ISSN 0236-3933. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Приборостроение”. 2009. № 3