Previous Page  10 / 18 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 10 / 18 Next Page
Page Background

Н.И. Гамазов, В.И. Новиков

56

ISSN 0236-3933. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. Приборостроение. 2017. № 3

Адекватность.

Для проверки адекватности построенной модели кабеля

(далее — динамическая модель) использовано сравнение результатов, получен-

ных при выходе движения кабеля на установившийся режим при заданной силе,

действующей на кабель со стороны ТНПА, и заданной скорости течения, с ре-

зультатами, которые дает статическая конечномерная модель кабеля, предложен-

ная В.В. Вельтищевым и развитая в работе [4]. В этой модели кабель представлен

набором отдельных одинаковых элементов, связанных друг с другом шарнирами,

и выставляются определенные условия силового взаимодействия элементов

между собой.

Под установившимся режимом для динамической модели понимается стати-

ческая геометрическая конфигурация, которую принимает кабель, когда в процессе

движения достигается равновесие равнодействующей гидродинамических сил,

действующих на элементы кабеля, и заданной внешней силы, действующей на пер-

вый в последовательности элемент кабеля. Фактически эта сила моделирует воз-

действие на кабель со стороны ТНПА. Результаты, полученные при достижении

установившегося режима в динамической модели, и с помощью статической моде-

ли для различного числа элементов кабеля и при различных условиях наложения

внешней силы приведены на рис. 5. Для расчетов гидродинамических сил по фор-

мулам (1), (2) использованы следующие значения параметров:

0, 02;

k

C

τ

=

1, 2;

kn

C

=

3

1025 к ;

г / м

ρ =

0, 005м;

6м.

D

L

=

=

Скорость течения равна 1,5 м/с и направлена

вдоль оси

X

. Остаточная плавучесть кабеля принималась равной нулю.

Отметим хорошее совпадение результатов при том, что в динамической мо-

дели не используются ограничения, накладываемые на действующие силы в ста-

тической модели. Выход на установившийся режим в динамической модели до-

стигается в течение достаточно продолжительного времени, поскольку прово-

дится расчет движения кабеля в реальном времени. В частности, результат,

представленный на рис. 5,

в

, потребовал нескольких часов расчета.

Реальное время, эффекты соударений и запутывания кабеля.

Для задачи

моделирования физических процессов в тренажере, как и в компьютерной игре,

важен, прежде всего, эффект реалистичности отображения обновления сцены

при визуализации. Пакет

BGE

как «движок», предназначенный для разработки

компьютерных игр, по определению должен обеспечивать расчет физических

процессов в реальном времени. Интегральным критерием этого является показа-

тель

FPS

(

Frames Per Second

— число кадров сцены, отображаемых за одну секун-

ду), равный частоте обновления сцены при визуализации. Кроме аппаратных

ресурсов (мощность процессора, число ядер, возможности видеокарты), этот по-

казатель определяется числом объектов сцены и сложностью их геометрии,

физикой взаимодействий между ними и др. Снижение показателя

FPS

ниже не-

которого предела означает, что при данных аппаратных ресурсах «движок» не

справляется с расчетом физических процессов в реальном времени и визуализа-

ция обновления сцены начинает заметно «тормозить». В практике компьютерных

игр приемлемым принимается значение показателя

FPS

не менее 30.