ISSN 0236-3933. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. Приборостроение. 2017. № 3
47
УДК 551.46.077:004.94
DOI: 10.18698/0236-3933-2017-3-47-64
МОДЕЛИРОВАНИЕ ДВИЖЕНИЯ КАБЕЛЬНОЙ ЛИНИИ ПОДВОДНОГО
АППАРАТА В ПАКЕТЕ
BLENDER GAME ENGINE
Н.И. Гамазов
nick_gamazov@mail.ruВ.И. Новиков
bidjiz@gmail.comМГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, Российская Федерация
Аннотация
Ключевые слова
Построение реалистичной компьютерной модели
системы, состоящей из телеуправляемого необитае-
мого подводного аппарата и кабеля, соединяющего
аппарат с судном-носителем, необходимо для разра-
ботки тренажерного комплекса для обучения опера-
торов подводных аппаратов. Такая модель должна
воспроизводить ситуации, связанные с воздействием
течения и маневрированием телеуправляемого не-
обитаемого подводного аппарата (запутывание, раз-
матывание и наматывание кабеля). Представлена
модель кабеля с малым порождающим элементом,
реализованная в пакете
Blender Game Engine
, включа-
ющая в себя алгоритмы поэлементного разматывания
и наматывания, а также мгновенного создания кабе-
ля, устойчивая к явлению его внезапного разрушения.
Адекватность модели проверена с помощью сравне-
ния конфигураций кабеля, полученных в этой модели
при расчете установившегося режима, с конфигура-
циями кабеля в статической конечномерной модели.
Рассмотрена проблема моделирования в пакете
Blender Game Engine
кабелей большой длины и пред-
ложен метод ее решения
Телеуправляемый необитаемый
подводный аппарат, тренажерный
комплекс, кабель, моделирование,
разматывание, наматывание,
запутывание, программное обеспе-
чение, пакет Blender Game Engine,
язык программирования Python
Поступила в редакцию 07.07.2016
©МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2017
Постановка задачи.
Разработка тренажеров для обучения и тренировки опера-
торов телеуправляемых необитаемых подводных аппаратов (ТНПА) является
актуальной проблемой в силу специфики их функционирования, а также высо-
кой стоимости или отсутствия возможности «натурного» обучения операторов.
Как правило, такой тренажер представляет собой программно-аппаратный
комплекс, основное предназначение которого — максимально близкое к реаль-
ным условиям воспроизведение поста оператора с органами управления ТНПА,
моделирование и визуализация поведения ТНПА при управляющих воздей-
ствиях со стороны оператора, а также окружающей обстановки — течения и
прозрачности воды, наличия планктона, препятствий для маневрирования
ТНПА в виде перепада глубин, подводных скал, послойного изменения плотно-
сти воды и т. д. [1, 2].