Previous Page  4 / 18 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 4 / 18 Next Page
Page Background

Н.И. Гамазов, В.И. Новиков

50

ISSN 0236-3933. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. Приборостроение. 2017. № 3

ку, определяющую, с какими из других объектов сцены он будет участвовать в

соударениях. Расчет физических процессов в пакете

BGE

происходит в автома-

тическом режиме, т. е. для каждого объекта и для каждого такта времени инте-

грируются уравнения движения Ньютона, в результате чего определяются век-

торы скорости и перемещения объекта.

Объекты могут быть помещены на сцену заранее, в виде отдельных стандарт-

ных элементов (куб, сфера, цилиндр, тор, объемный многогранник и др.) и их

комбинаций, или заданы готовыми геометрическими формами. Такие формы

должны быть предварительно созданы в одном из пакетов 3D-моделирования,

позволяющих экспортировать модель в формате, поддерживаемом графической

оболочкой

Blender

. Таким пакетом является, например, САПР

SolidWorks

, исполь-

зованный авторами настоящей работы для создания 3D-модели ТНПА. Кроме

априорного формирования объектов в графической оболочке

Blender

возможно

их динамическое создание и изменение некоторых свойств, в частности, масшта-

ба и маски соударений в процессе выполнения программы (в

runtime

).

В состав стандартных элементов входят специальные объекты — камеры,

позволяющие воспроизвести виды сцены, которые может наблюдать оператор,

используя телевизионные камеры реального ТНПА, а также различные виды

«от третьего лица», т. е. такие виды сцены, которые в общем случае недоступны

оператору ТНПА. Характеристики камер — фокусное расстояние, глубина рез-

кости, положение и углы поворота, активность — могут быть изменены в

runtime

. Также могут быть изменены такие параметры сцены, как освещенность,

прозрачность воды, наличие и концентрация взвешенных частиц (планктон,

«морской снег»). Наличие взвешенных частиц может быть имитировано либо

средствами

Blender

, либо импортом соответствующего видеоизображения или

gif

-анимации. Для придания цвета, окраски и иллюзии рельефа дна на модель

сцены с помощью операции текстурирования могут быть наложены растровые

изображения. В качестве текстур оболочка

Blender

позволяет использовать как

статические изображения, так и

gif

-анимацию. Перечисленные свойства обо-

лочки

Blender

и пакета

BGE

дают возможность достаточно реалистично смоде-

лировать на тренажере подводную обстановку.

Следует отметить, что все действия с объектами и шарнирами, связанные с

их созданием и уничтожением, изменением характеристик, движением, взаимо-

действием, заданием действующих на объекты внешних сил и моментов, про-

граммируются с помощью языка высокого уровня

Python

(версия 3.x), предо-

ставляющего широкие возможности разработчику ПО [13].

Можно утверждать, что пакет

BGE

, позволяющий автоматически рассчиты-

вать и визуализировать движение системы различных объектов при заданных

силах и моментах и их поведение при взаимодействии друг с другом, а также

реалистично воспроизводить подводную среду, может быть использован для

разработки ПО тренажерного комплекса системы ТНПА–кабель.