для исследования (множества
IshRuks
) может быть описана процеду-
рой
ϕ
1
:
IshRuks
=
ϕ
1
(
Ruks
) =
{
r
1
, r
2
, . . . , r
m
}
,
где
Ruks
— все множество доступных рукописей;
r
i
— конкретные
рукописи;
m
— число выбранных исходных рукописей.
Для апробации методики в качестве исходных данных были выбра-
ны три авторитетных источника, представляющие собой разные типы
певческих рукописей.
1.
Z
: “Круг церковного древнего знаменного пения в шести частях”,
рукопись является крюковой, т.е. мелодия записана с помощью
знамен, которые снабжены пометами.
2.
A
: Сборник “Певческие азбуки Древней Руси”.
3.
Sb
: “Сборник попевок Соловецкого собрания”, рукопись пред-
ставляет собой сборник попевок, записанных в крюковой нота-
ции. Некоторым из них соответствуют слова. Является наиболее
полным сборником попевок, систематизированным по гласам.
4.
D
: “Ирмологий” — двоезнаменная рукопись, мелодия изложена
в двух нотациях: линейной и знаменной.
Перевод рукописей в электронную форму.
Технологии перевода
музыкальных рукописей в электронную форму могут быть основаны
на широко распространенных подходах. Для наглядного представле-
ния песнопений в веб-среде их достаточно отсканировать, обработать
и разместить на сайте в графическом формате или pdf-файлах. Однако
при большом числе материалов возникают задачи построения эффек-
тивной системы навигации и индексирования графических файлов.
Компьютерные шрифты.
Для исследовательских задач рукопи-
си должны быть набраны в символьной форме, которая даст возмож-
ность осуществлять их машинную обработку. На ранних этапах про-
екта “Компьютерная семиография” (2000 г.) было принято решение
разработать специальные компьютерные шрифты, с помощью кото-
рых можно выполнять набор песнопений в распространенных тексто-
вых редакторах. В течение последующих 5–10 лет появились и другие
знаменные шрифты, основной целью которых стало визуальное пред-
ставление крюковых рукописей.
Особенность гарнитуры AndrewSemio — ее направленность на мак-
симальную функциональность (удобство ввода и последующей ма-
шинной обработки). Шрифты претерпели несколько стадий доработок,
начиная от экспериментальной версии до проработки эргономической
составляющей шрифта. В итоговой версии похожие крюки располага-
ются на одной букве с разным начертанием (обычное,
полужирное
,
курсивное
). В ходе исследований также было несколько пополнений
знамен — на текущий момент выявлено и представлено в шрифте 202
знамени.
ISSN 0236-3933. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Приборостроение”. 2014. № 4 59