Методика автоматизированной расшифровки знаменных песнопений - page 3

В рамках проекта “Компьютерная семиография” [11] с 2000 г. про-
водятся работы по решению проблемы визуализации знаменных пес-
нопений [12], статистические исследования [13], а также исследуются
возможность разработки автоматизированного распознавателя знамен
[14], аспекты музыкальной семиотики, структуры музыкального язы-
ка [15, 16]. В 2011–2013 гг. исследования были поддержаны грантом
РГНФ № 110412025в “Автоматизированная система научных исследо-
ваний в области компьютерной семиографии (АСНИ КС)”.
В настоящее время исследователи в области музыкальной медие-
вистики стремятся использовать современные информационные тех-
нологии для накопления труднодоступных источников, их система-
тизации и автоматизации рутинных операций. Однако эти наработки
носят разрозненный характер, требуют обобщения и развития. Это
определяет актуальность разработки общей компонентной методики
перевода знаменных песнопений в линейную нотацию, которая по-
зволила бы проследить преобразование рукописи от изображения до
звучащей мелодии, а также позволила бы объединить накопленные
знания об исследуемых рукописях.
Одно из важнейших требований к методике — возможность по-
этапного и автономного решения отдельных задач: перевод рукописей
в электронный вид, составление электронных словарей, воспроизве-
дение песнопений в знаменной и нотной нотациях.
Общая схема методики.
Предлагаемая методика автоматизиро-
ванной расшифровки знаменных песнопений включает в себя несколь-
ко этапов, которые могут быть реализованы как последовательно, так
и выборочно в зависимости от исходных данных и целей исследо-
вания. Блок-схема методики приведена на рис. 2, а основные этапы
перечислены далее.
1. Подборка исходных данных — выбор рукописей, на основе кото-
рых будет проводиться расшифровка песнопений.
2.
Перевод рукописей в электронную форму
— сканирование и на-
бор песнопений, обработка и сохранение в информационных ба-
зах данных.
3.
Разработка и настройка переводного словаря
— выбор методов
построения и источников построения правил расшифровки, вы-
полнение необходимых исследований.
4.
Преобразование (дешифровка) рукописи с помощью словаря.
5.
Подготовка рукописи, материалов и результатов исследования
для электронного представления.
6.
Проигрывание мелодии в веб-среде
.
Подборка исходных данных.
На этом этапе необходимо опре-
делить музыкальные рукописи и справочные материалы, с помощью
ISSN 0236-3933. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Приборостроение”. 2014. № 4 57
1,2 4,5,6,7,8,9,10,11,12,13,...15
Powered by FlippingBook