а к концу обучения получим
P
∗
N
(
E
1
) =
µ
∂k
∗
i
∂i
¶
i
=
N
=
b
−
c
a
e
−
N/a
.
(18)
Для того чтобы вычислить оценку
(18),
необходимо определить ко
-
эффициенты
a
,
b
и
c
.
Для этого минимизируем следующий квадратич
-
ный функционал
:
Q
=
N
X
i
=1
¡
k
i
−
bi
+
c
¡
1
−
e
−
i/a
¢¢
2
= min
.
(19)
Приравняв нулю частные производные
∂Q
∂a
=
∂Q
∂b
=
∂Q
∂c
= 0
,
получим систему алгебраических уравнений
,
из которых определяют
-
ся искомые коэффициенты
[5].
Функция
f
(
i
)
описывает процесс совер
-
шенствования системы человек
–
машина за счет целенаправленной де
-
ятельности человека
-
оператора
.
Таким образом
,
рассмотрены конкретные решения проблемы иден
-
тификации
,
обучения и адаптации человека
-
оператора в человеко
-
ма
-
шинных системах
.
Приведенные результаты могут быть использова
-
ны при построении интеллектуальных систем
[6]
подготовки человека
-
оператора для управления движущимися объектами
.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. S h e r i d a n T. B., F e r r e l l W. R. Man-Machine Systems. – Cambridge/London:
The MIT Press, 1974.
2.
П у п к о в К
.
А
.,
К а п а л и н В
.
И
.,
Ю щ е н к о А
.
С
.
Функциональные
ряды в теории нелинейных систем
. –
М
.:
Наука
, 1976. – 446
с
.
3. P o u p k o f f K. The optimization of connection between Human begin and
techniques in Man-Machine systems // Preprints of the IFAC-IFORS Symposium
(Varna, Bulgaria, 8–11 Oct. 1974). – P. 419–426.
4.
П у п к о в К
.
А
.
и др
.
Экспериментальное определение характеристик работы
оператора в контуре слежения
//
Изв
.
вузов
.
Сер
.
Приборостроение
. – 1994. –
Т
. 37. –
№
9–10. –
С
. 45–50.
5.
П у п к о в К
.
А
.,
К о с т ю к Г
.
А
.
Оценка и планирование эксперимента
. –
М
.:
Машиностроение
, 1977. – 118
с
.
6.
П у п к о в К
.
А
.,
К о н ь к о в В
.
Г
.
Интеллектуальные системы
. –
М
.:
Изд
-
во
МГТУ им
.
Н
.
Э
.
Баумана
, 2003. – 348
с
.
Статья поступила в редакцию
7.02.2003
102 ISSN 0236-3933.
Вестник МГТУ им
.
Н
.
Э
.
Баумана
.
Сер
. “
Приборостроение
”. 2003.
№
4