В настоящей работе эти данные являются строго обоснованными
математически
.
Исходя из общей динамики системы человек
–
машина можно при
известной динамике технической части этой системы определить жела
-
тельные динамические свойства человека
-
оператора
,
т
.
е
.
получить на
-
бор желательных ядер и затем построить процесс обучения и трениров
-
ки оператора так
,
чтобы ядра
h
n
,
характеризующие динамику реально
-
го
,
конкретного человека
,
приближались к желательным
.
В результате
получаем полную модель системы человек
–
машина
,
и
,
следовательно
,
можно провести ее математическое моделирование при учете различ
-
ных воздействий без участия человека
-
оператора
.
Если же невозможно
найти такого человека
,
динамические свойства которого после обуче
-
ния и тренировки удовлетворяют желательным
,
то необходимо изме
-
нять техническую часть системы
.
Теперь рассмотрим
,
каким образом можно оценить эффективность
работы системы человек
–
машина при обучении и адаптации оператора
в ее составе
.
Фактически необходимо оценить вероятность успешной работы си
-
стемы при испытаниях
.
Введем случайную величину
[5]
ξ
i
=
(
0
,
если в
i
-
м испытании произошло событие
E
0
,
1
,
если в
i
-
м испытании произошло событие
E
1
,
т
.
е
.
положим
,
что
E
0
—
неуспешное испытание
,
E
1
—
успешное испы
-
тание
.
Последовательность
{
ξ
i
}
=
{
ξ
i
, . . . , ξ
i
, . . . , ξ
n
}
,
i
= 1
, . . . , n,
является одной из реализаций случайного процесса
,
в данном случае
—
процесса испытаний
.
От простейшей статистики перейдем к случайной величине
k
i
=
i
X
j
=1
ξ
j
,
(9)
которая представляет собой текущее число успешных испытаний в
i
ис
-
пытаниях
.
Если в
N
испытаниях каждое последующее проводится без
учета результатов предыдущего
,
т
.
е
.
без учета обученности и адаптации
человека
-
оператора
,
то имеем независимые опыты
,
и тогда вероятность
успешной работы имеет вид
P
∗
N
(
E
1
) =
k
N
N
,
P
∗
N
(
E
1
)
→
P
(
E
1
)
при
N
→ ∞
.
(10)
100 ISSN 0236-3933.
Вестник МГТУ им
.
Н
.
Э
.
Баумана
.
Сер
. “
Приборостроение
”. 2003.
№
4