В будущем подобные комплексы должны стать непременным атрибу-
том сотрудников спецподразделений МО, в частности, антитеррори-
стических служб, оперативных сотрудников Министерства внутрен-
них дел и Министерства по чрезвычайным ситуациям, действующих
в любом окружении (в лесу, в горах, в районах высотной городской
застройки, а также в закрытых помещениях и под землей). При этом
возможен пешеходно-автомобильный вариант исполнения комплекса
(переключение режимов обеспечит непрерывность выдачи информа-
ции).
Персональные навигационные устройства пользуются большим
спросом и у гражданских специалистов: работников коммунального
хозяйства, ремонтных служб, природоохранных ведомств, геологов и
других специалистов, а также как инструмент для создания геоинфор-
мационных систем (ГИС). В настоящее время выпускается большое
количество спутниковых персональных навигационных устройств,
однако для таких специалистов, как, например пожарные или шах-
теры, обязательным требованием является возможность полностью
автономной навигации. При этом предусматривается возможность
интегрирования с электронными картами зданий или шахт. В пер-
спективе пользователем может стать любой желающий.
Одним из самых популярных направлений за рубежом в настоя-
щее время является создание персонального навигационного устрой-
ства для инвалидов по зрению (также с использованием электронных
карт и звуковым интерфейсом). Емкость мирового рынка для такого
типа изделий оценивается в десятки и сотни тысяч штук, в несколь-
ких странах государством ведется финансирование исследовательских
работ.
В дальнейшем с появлением сверхминиатюрных электронных ком-
понентов возможна интеграция устройства в мобильный телефон.
Принципы навигации пешехода.
Только на первый взгляд может
показаться, что навигация пешехода — это всего лишь одна из разно-
видностей навигации подвижного объекта. На самом деле, это очень
специфический процесс. Жесткие ограничения на стоимость (соответ-
ственно точность) чувствительных элементов, эргономические требо-
вания (в частности габаритные размеры и вес системы), разнообразие
(походка каждого человека строго индивидуальна) и сложность движе-
ния носителя (резкие изменения направления и скорости, возможность
бокового движения, угловые колебания и удары при ходьбе) делают
применение классического инерциального метода определения прира-
щения координат, или счисления пути, невозможным.
Персональный навигационный комплекс включает в себя инерци-
ально-измерительную часть, или модуль автономных измерителей (ак-
селерометры, гироскопы, магнитометры и баровысотомер), приемник
ISSN 0236-3933. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Приборостроение”. 2006. № 2 89