Previous Page  14 / 17 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 14 / 17 Next Page
Page Background

Цинь Цзыхао, В.П. Подчезерцев

ISSN 0236-3933. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. Приборостроение. 2017. № 2

17

В следующей табл. 4 приведены постоянные Сазерленда, значения темпера-

туры

T

0

и

динамической вязкости μ

0

для газов, широко используемых в ДНГ.

Таблица 4

Значения

С

,

T

0

и μ

0

для некоторых газов

Газ

С

, K

T

0

, K

μ

0

, мкПа·с

Воздух

120

291,15

18,27

Водород

72

293,15

14,8

Гелий

79,4

273

19

Относительное изменение

динамической вязкости газа

(

)

0

0

100%

1 100%,

T

k d

μ

μ − μ

=

μ

(14)

где

(

)

(

) (

)

2

1 1

1

1

C

T T

C

T

d d d

k

d

d

μ

+ + +

=

+ +

— коэффициент изменения динамической вязкости

газа от температуры, график которой показан на рис. 7,

0

,

T

C

T

C

d

d

T

T

=

=

.

Как следует из формулы (14), в темпера-

турном диапазоне от –60 до +60

°

С изменение

динамической вязкости газов составляет в

среднем 30 %, что влияет на стабильность газо-

динамических возмущающих моментов и по-

грешности ДНГ. В частности, для гироскопа

типа ГВК-10 температурный дрейф составит

0,96

o

/ч при отклонении ротора на 1 угл. мин

или такой же технологический перекос корпуса

относительно ротора.

Кроме того, на стабильность газодинамических возмущающих моментов

влияют температурные деформации конструкции гироскопа [2]. Изменение за-

зоров

Δδ

в зависимости от температуры

Δ

T

определяется следующим образом:

Δδ = δα Δ

с

T

— для торцевого и радиального зазоров между ротором и корпусом;

(

)

(

)

об м c

c

2

T

Δδ = δ α −α − δα Δ

— для радиальных зазоров между ротором и обмотками датчика момента, где

α

с

и

α

м

— температурные коэффициенты линейного расширения материалов

корпуса (ротора)

и обмотки датчика момента (для сплава 50 Н:

α

с

= 8,9·10

–6

/

°

С,

для медного провода

α

м

= 16,6·10

–6

/

°

С);

δ

об

— толщина обмотки датчика момента.

В температурном диапазоне от –60 до +60

°

С изменение значений разности

радиального и торцевого зазоров между ротором и корпусом не превышает

Рис. 7.

Зависимость коэффициента

изменения динамической вязкости

газа от температуры